Василий Стус имя Поэта, Гражданина, Человека

  

Сочинение по творчеству В. Стуса. Василий Стус... Знаменитое имя Поэта, Гражданина, Человека. Не было ему места здесь, в этом миру, так как не мог он притереться, привыкнуть к обществу, его законам, его обычаям, где люди думали одно, а говорили другое. Бросался незащищенной грудью на амбразуру, готов принять на себя огонь. Без никакого страхования, без наименьшего тактического маневра, без спасательных тормозов житейской мудрости и трезвого толка. Над такими, как он, висел дамоклов меч государственной машины, которая видела в поэту «пятую колонну», что изнутри расшатывала государственное устройство, рассчитанное и распланированный, казалось, на возрасты. Такие люди долго не задерживались в «большой зоне», вокруг них была какая-то аура обреченности. Еще к гибели Василия Стуса украинская культура, литература понесла огромные потери. Десятки, сотни писателей, поэтов бесследно исчезли в лагерях смерти, другие вынужденные были или молчать, или воспевать режим, который ненавидели, вождей, которых пренебрегали. Но они выжили, сохранили свой талант, силы, чтобы сейчас, в наше время изменений и возрождение, поднять украинскую литературу на новую высоту.

Мы, не привыкли ценить своих гениев при жизни. Какая-то жестокая закономерность: время жжет, уничтожает гения неумолимыми приговорами, а когда постигнет, что дух его - бессмертный, склоняется в почете и раскаянии. И раздумывая над судьбой Стуса, я приду к выводу, которое треба было ему не погибнуть героически, а выжить и создавать культуру, литературу. Мертвые герои оставляют самые имена, а строить фундамент национального возрождения нужно живым. Мне кажется, что даже в тогдашнем тоталитарном обществе условия для творчества были не настолько невыносимые и безнадежные, как думал Стус. Вот хотя бы взять и Тычину. Он был способный и талантлив, и оставался собой. Это свойство - одна из неисчислимых его способностей. Правда, сейчас некоторые художники упоминают, что стих Павла Григорьевича «Партия ведет» был написан в 33-му году, когда люди пухли и умирали из голода, а поэты или молчали, сломленные красным террором, или выдавали на-гора «Не златоглавый нам нужный» (и это о Киеве!). Но же мы знаем и другого Тычину именно потому, что в свое время он перемолчал. Талант - категория общественная. Он должен быть сохранен для сообщества. Василий Стус недооценивал себя, не до конца понимал свою роль и в обществе, и в литературе, и потому эту мысль замалчивал. Поэт считал, что в экстремальных условиях бытия нужен не сохраненный талант, а жертва себя для народа. Будет жить народ - будут и таланты. Я считаю, что это не так. Литература, искусство, духовность - это те ценности наций, которые не дадут исчезнуть украинскому народу, которые объединяют нас, наполняют гордостью, национальным достоинством.

Василий Стус - один из великих украинских поэтов нашего столетия. Это светлый образ человека, который стал символом несокрушимости духа, человеческого и национального достоинства. Это самобытный поэт, склонен к философскому углублению поэтического слова и вместе с тем - к синтезу глубинных источников традиционного украинского поэтического языка ХХ ст. Поэзия Стуса пришла к нам не так давно и дальше доходит, как свет далекой звезды. Его имя вошло в жизнь нашей страны на мощной волне национального возрождения и государственного утверждения Украины. Это время разрушения идеологических табу, время открытия новых знаний о прошлом и современном Украины. Эта незабываемая страница нашей истории освящена именем Василия Стуса. И время уплывает, праздники изменяются буднями, жизнь неумолимо ставит перед нами свои прагматические задачи. Справедливые лозунги от частого повторения рискуют выродиться в фразу. Становится страшно от мысли, что дорога для нас фигура поэта может превратиться на новый официоз, на штамп. Нельзя допустить спекуляций его именем, создание нового культа и нового мифа. Поэт вырастал и формировался в душной атмосфере, где его стремление быть личностью выдавалось подозрительным.

Лирический герой поэзии - человек внутренне свободный, живое, действует, несмотря на обстоятельства, вопреки ним. Это дало ему возможность остаться Человеком и Поэтом, превратить лагерную действительность на свой «Парнас». В разных жизненных ситуациях он остается верным своей судьбе, которую сам избрал:

  • ...на ладонях судеб, между осмотрительных пальцев, потекло, словно песок, дождями перемытый, моя жизнь.
  • Как я терялся в тех ладонях судеб! («Замерцало между двух миров»)

Но он не хотел да и не мог быть «свободным» от всего - от «памяти столетий», от своих обязательств перед родной землей, перед своим народом. Стус принадлежит современной поэзии, поэзии ХХ ст. Принадлежит к ее «золотому» фонду, к ее классике, как Пастернак и Тычина, Назвал и Лорка, да и в конце концов зрелый Рильке. Стус культивирует свой словарь, активизирует определенные словоформы. Ему присущий интонационная неповторимость, смысловое и эмоциональное переосмысления слова, создание собственных «стусовских» неологизмов. И не только новые слова создает Василий Стус. Значительным есть его взнос в развитие украинской поэтики. Он разрабатывает мотивы и направления, которых еще не знала мировая литература.

Структура некоторых стихов из «Палимпсестов» - романсовая; в мировой художественной практике подобное почти не случается, поскольку классический романс по смыслу может быть только любовной песней. В. Стус воспользовался же этой художественной формой для того, чтобы максимально интимизовать чувство отчизны, которое в романсе имеет возможность развиваться единым и неповторимым мелодичным движением. Можно было бы попробовать посудить: а может - это наследование, обычное обучение у корифеев и т.д.? Нет! Василий Стус заимствует в старших лишь внешнее подобие или похожесть, а внутренне дает целиком новое поэтическое качество, которое выдержано в духе постмодернизма. В «эпоху полусолнца - полутьмы», (говоря его словами), В. Стус писал не для всех, а для каждого.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: