Ведущая роль поэзии в 20-е годы. Павел Тычина крупнейший модернист того периода

  

Цель:   помочь ученикам понять основные тенденции украинской поэзии 1920-х годов, познакомить с жизненным и творческим путем П. Тычины, его ранними сборниками, формировать умение характеризовать основные мотивы раннего творчества, развивать навыки анализа поэзий, особых признаков индивидуального стиля поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать чувство человечности, любви к искусству, развивать понимание прекрасного.

Тип урока:     изучение нового материала.

Оборудование: портрет П. Тычины, выставка произведений поэта, аудиозапись романсов и хоровых произведений на слова поэта, книга В. Стуса «Феномен эпохи», репродукции картин Сандро Ботичелли «Весна», Михаила Жука «Белое и черное», опорная схема анализа лирического стиха.

  • Я люблю П. Тычину... Привлекает
  • к себе свежий аромат его языка,
  • полный волшебной красоты...
  • А. Крымский.

Ход Урока.

I. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

4.         Звучит аудиозапись поэзии «Вы знаете, как липа шелестит..?».

5.         Эвристическая беседа (раздумья учителя и учеников над сборником «Солнечные кларнеты»).

Учитель. А вы знаете, кто является автором только что прослушанной поэзии?

 Иногда удивляешься, как щедро природа наделяет некоторых людей талантами. Густо упала Божья благодать и на Павла Тычину.

Тем не менее, имея дар певца, музыканта и живописца, он стал поэтом. Бесспорно, в этом немалую роль сыграл М. Коцюбинский, который поддержал искру Божью юноши. А еще, возможно, выбор судьбы предопределялся тем, что слово имеет способность воссоздавать мир всеми средствами искусства и слово может и срисовать, и озвучить и рассказать. Но как же быть тем, кто не имеет никакого таланта? Неужели такой человек ничего не стоит.

Сегодня мы попробуем затронуть странный мир ранней поэзии Тычины, ощутить ее сердцем и постигнуть умом.

Говорят, что поэт начинается, как река из источника. Имел ли Тычина свой источник?

Ориентировочные ответы учеников.

Да! Это свободолюбивый родной край, певучий язык земляков, которые разговаривали, которые пели, язык и мелодию сплетая воедино.

Песня, украинская народная песня - генетическое зерно поэзий П. Тычины.

Учитель. Как весеннее наводнение, вошел в украинскую литературу поэт со своими ранними поэзиями и первым сборником «Солнечные кларнеты». Почему же он так называется?

6.         Выступление ученика «критика».

Первая книга поэзий П. Тычины с необыкновенным названием «Солнечные кларнеты» вышла из печати в 1918 г. На обложке - подсолнечники.

Кларнет - духовой инструмент. Название его происходит от латинского clavus, что означает «ясный». Так назван инструмент за его звук - чистый, ясный, бодрый.

Солнечные кларнеты - музыка солнца, а солнце - источник всего живого, символ жизни, радости, расцвета, счастья. Вынесенный в заголовок книги этот необыкновенный образ-символ как можно лучше отражает сущность индивидуального стиля молодого Тычины. Название сборника - это поэтическое выражение авторского понимания гармонии вселенной.

«Солнечные кларнеты» - сборник Тычины, который стал эпохальной книгой поэзий, о которой заговорила вся литературная Европа. В. Стус в книге «Феномен эпохи» пишет, что «Комплименты были большие».

7.         Выступление ученика «литературоведа».

В стихах сборника «Солнечные кларнеты» соединились две музы - музыка и поэзия с братом живописью. Поэтому картины заговорили звуками, звуки образовали полотна, слова засияли красками.

В сборник П. Тычина включил наилучшие свои произведения. «Солнечные кларнеты» делятся на три тематических группы.

К первой принадлежит лирика с пейзажными и любовными мотивами. это музыкальные, грациозные, живописные стихи (уже известные нам) «Рощи шумят», «А я в рощу ходила», «Хор лесных колокольчиков» и такие, как «О, панна Инна…», «Арфами, арфами...», «Вы знаете, как липа шелестит..?» и прочие. Поэзии поражают красотой образов и глубинным пониманием законов природы. Эту группу стихов в самом деле можно назвать «Светлой нотой сборника».

Второй сборник - это стихи о народном горе, принесенном Первой Мировой войной. «Кто-то гладил нивы...» и другие. В них ощущается настоящий трагизм; поэт мастерски передает тончайшие настроения и чувства.

Третья группа тематически объединяется со второй: Украина и революция («Открывайте двери...», «По голубой степи», «Скорбная мать» и прочие). Поэт с позиций собственного понимания добра и зла, справедливости и народной морали осмысливает, что несет революция родному народу. Эти две группы можем назвать «скорбными нотами» сборника.

8. Опережающая задача.

Сборник «Солнечные кларнеты» в оценке литературной критики (ученики поочередно читают высказывания, записывают в тетради).

Литературовед Александр Билецький.

«Будто только что проснувшись, он (П. Тычина), открыл глаза на мир и основное начало вселенной увидел в ритмическом движении, гармоничном звуке, музыке. Этот ритм вселенной и является «Солнечными кларнетами».

Поэт Николай Бажан.

«Никогда не забуду той бессонной ночи девятнадцатого года, когда мой друг принес мне книжку с густыми подсолнечниками на обложке. Мы с ним сидели в лесу при костре (так как выехали всем техникумом на заготовку дров): читали, и пьянели, и кричали от радости, наслаждаясь красотой украинского слова, которое с такой неслыханной нами до сих пор музыкальностью играло, пело, звенело, гремело, лилось со страниц той книги...».

Критик Леонид Новиченко.

«Солнечные кларнеты» явили уже поэта сформированного и высоко оригинального в художественном понимании. Будто состоялся какой-то могущественный внутренний прыжок... Откуда взял молодой поэт эти разливы солнечного света, которые светят в его стихах? Откуда пришла к нему, в конце концов, удивительная, несравненная музыка, которой все перенято в его поэтическом мире, музыка, которая проступает не только как ведущий принцип стихотворной формы, но и одной из основ образной системы и всего мироощущения поэта? Напрасно искать ответ на подобные вопросы, здесь - тайна таланта».

Писатель Василий Барка.

«Тычина - кларнетист, возможно, был виднейший лирик мира в свои «классические годы (1914-1924)».

9. Анализ поэзии «Вы знаете, как липа шелестит..?».

Жанр поэзии - пейзажная. Это своеобразная форма художественного познания человеческой души.

Стих «Вы знаете, как липа шелестит..?» - пейзаж-параллелизм, который напоминает фольклорные образцы, где картины природы связывают душевными настроениями, а события человеческой жизни часто зарисовываются как определенная параллель к явлениям природы.

Духовная родственность лирического героя с миром природы передается всей силой красок, мелодий, голосов родной земли.

Картины природы и человеческие чувства чередуются:

Вы знаете, как липа шелестит

В лунные весенние ночи? (пейзажный этюд).

Любимая, спит, любимая спит,

Пойди разбуди, целуй ей глаза (переживания лирического героя).

Такой параллелизм возбуждает у читателей раздумья и переживания.

Риторические вопросы («Вы знаете, как липа шелестит в лунные весенние ночи?», «Вы знаете, как спят старые рощи?»), риторические восклицательные предложения («А соловьи!.. И вы уже знаете, Как спят рощи!) привлекают внимание к красоте весенней ночи, готовят слушателя к восприятию следующей картины.

Поражают интонации этого произведения: нежность, мелодика слова, чарующая привлекательность пейзажных картин несравненной украинской ночи.

Тычининская ночь напоминает поздний вечер картины Билокур, воспроизведенный на картине «Цветы и березоньки вечером» (Ученики рассматривают картину).

В музыке «Солнечных кларнетов» оживает нежная любовь, тайна мира, чары молодости, красота природы. Доказательством этого является поэзия «Арфами, арфами...».

10.       Выразительное чтение наизусть ученикам стиха «Арфами, арфами...».

11.       Слово учителя.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: