Образцы творческих сочинений > Сочинение отзыв на прочитанное произведение > Ведущие мотивы и образы «Крымских сонетов» Адама Мицкевича


     
  • Ведущие мотивы и образы «Крымских сонетов» Адама Мицкевича

    Суть «Крымских сонетов» воспринимается не так просто. Они требуют сосредоточенности и внимания, углубления и раздумий. Чтобы понять их содержание, надо постичь духовный мир поэта, его интересы и стремления. Сонет «Акерманские степи» открывает сборник. Почему именно этим сонетом начинается сборник? Главный его мотив, главная его тема - тоска по родине, любовь к родине. «Акерманские степи» можно рассматривать как пролог ко всему сборнику, ведь главная тема - тоска по родине - будет разнопланово развиваться в течение всего сборника.

    Звезда веры в свободу вела Мицкевича сквозь Крым, сквозь мир, сквозь жизнь. Неугасимый блеск этой веры осиял и «Крымские сонеты» Мицкевича. Не просто красотой формы, богатством ритмов, цветистостью и новизной образов, не просто силой романтического увлечения, а глубоким свободолюбивым содержанием своих строф, своей преданностью думам о порабощенной отчизне предрасположили они сразу внимание читателя.

    Свободолюбивый дух свободы и борьбы - это главное настроение, главный тон «Крымских сонетов».

    Высланный из Польши, Мицкевич грустил за родиной. Лирический герой сонета «Акерманские степи» - пилигрим, от лица которого идет речь в сонете, это сам автор, свободолюбивый, многогранный, что тонко воспринимает конкретную действительность - природу, предметы окружения, но в своих мыслях очень далекий от этой конкретной действительности, так как все его мечты о родине, которую пылко любит, за которую переживает, которую хочет видеть свободной и независимой. Через пейзажные рисунки поэт передает свои тревожные чувства и мечты:

    Плыву на просторы сухого океана, Как лодка, повез мой в зеленой гущине Минует острова в волнах душистые, Что ими сорняки поднимаются багряно.

    Этот пейзаж дает возможность представить настроение поэта, настроение человека, углубленной в свои думы.

    «Уже мрак падает. Ни пути, ни кургана...». Уже в одной лишь строке сонета Мицкевич создает образ мрака, среди которого не видно «ни пути, ни кургана». Этот образ сумрака можно воспринять как такой, что символизирует одиночество поэта, заброшенного далеко, на чужбину, оторванного от своей земли, от своих друзей, лишенного возможности быть активным участником общественной и политической жизни.

    «Ищу ведущих звезд в вышине...». Эти слова передают надежды, поиски и ожидания героя. Дальнейшие слова сонета: «Остановимся! Тихо как!» готовят читателя к чему-то особому. Дальше изображается картина необыкновенной тишины летней степи. Эту картину поэт создает описанием едва заметных звуков, которых герой при других обстоятельствах, в другом настроении мог бы и не услышать. Теперь он «слышит, как где-то польются журавли, что и сокол бы не взлетел», «слышит», когда «мотылек колышется на траве», когда «уж своим скользким телом затрагивает землю».

    Конечно, поэт создает гиперболизированный образ тишины, но читатель этого не замечает, ему все это кажется естественным. Так как глывным здесь является не изображение внешней действительности, ее примет, а воспроизведение настроения героя, его внутреннего состояния. Особенно в этом убеждают две последние строки сонета:

    • Я так напряг слух,
    • что слышал бы в этой земле
    • И голос из Литвы! - Вперед!
    • Никто не зовет.

    «Голос из Литвы», который бы мог услышать герой, это голос «филоматов» и «филаретов». Продолжается ли их деятельность? Вот что беспокоит поэта. Вот чем объясняется печальный тон сонета «Акерманские степи»,

    ...Едем, никто не зовет. В этих словах столько печали... Мотив печали, которая приобретает характер отчаяния и вырывается неожиданно каким-то наболевшим вскриком, звучит и в последних двух строфах следующего сонета - «Морская тишина», построенного по принципу контраста и параллелизма. Первые две строфы - это картина тихого и какого-то просветленного моря, обрисованная в спокойных и даже радостных тонах. Поэт олицетворяет явления природы: И играет кротко просветленная вода. Но морская тишина - это только внешнее. Так и мысль поэта:

    • О мысли! Воспоминаний есть гидра молчаливая,
    • Что спит на дне твоим под бурями и громами,
    • А в спокойный миг рвет сердце когтями.

    Вместе с тем, Мицкевич не дает себе овладеть этим трагическим печальным настроением.

    Одним из самых характерных сонетов цикла является «Плавба», в котором поэт наиболее проявил свою пылкую свободолюбивую душу, свое, чувство радости битвы, величие людского духа. С некоторым чрезвычайным восхищением описывает автор плавбу во время морского шторма. Ему важно создать правдивую картину, передать свое впечатление от плавбы на море в неспокойное время и, вместе с тем, какую-то большую правду, правду жизни. И Мицкевич, как в кинематографе, выхватывает то одну, то другую картину, то какую-то деталь, наиболее, важную, наиболее весомую с точки зрения общего колорита и впечатления. В сонете большое количество глаголов, которые создают впечатление беспрерывного движения и напряженности. Ввести в состояние напряженности и движения помогают также существительные, которые передают действие или ассоциируются с явлениями, связанными с действием.

    А ветер - ветер дует! -

    Помчался меж горы

    Своевольный корабль, словно неистовый конь,

    Бьет валы, в облачную высоту

    Лбом поднимается, крылатый ветер преодолевает.

    Поэт выступает в произведении, как певец свободы, свободолюбивый борец-романтик. Именно свободолюбивый романтик мог воспринять и показать морскую стихию так, как это сделал Мицкевич, так как она родственная его чувствам, его порывам и стремлениям.

    В последних двух строфах художник передает свое возвышенное состояние, высказывает свою свободолюбивую натуру и создает прекрасный образ - поэт и корабль, который мчится навстречу неистовому вихрю, будто сливаются:

    • И мой изобилует дух в разгуле стихий,
    • Воображение распинает свой парус огненный,
    • И польется крик из груди, вознесшийся над прахом.
    • К лону корабля припал я, будто жду,
    • Что от усилий моих ускорит он ход.
    • Как любо! Знаю я, что значит быть птицей!

    Образ морской стихии, которая так привлекает путешественника, непосредственно возникает в сонетах «Буря», «Байдары», «Аюдаг». Но везде по-разному. Море всегда привлекает Мицкевича: и в спокойное, и в напряженное, и в грозное время. Описывая море в разные времена, поэт будто и сам переживает это состояние, будто бы в эти минуты сливается с морем.

    Буря все разрушает на своем пути, несет несчастье и гибель («Буря»), люди стремятся к спасению. Одинокий пилигрим в это время может лишь раздумывать, анализировать.

    • Думает: счастье тот в мире мог найти,
    • Кто друзей имеет еще, кто может еще молится.

    Настроение лирического героя в сонете «Байдары» противопоставлено утихомиренному настроению в природе. Он ощущает какую-то тревогу, беспокойство на душе. Лирический герой неспокойный, как море, тревожно погружается в волны моря и ждет, чтобы его мысль «как лодка без причала, заблудилась среди вод и в забвение запала».

    Тоска по родине звучит и в сонетах «Гробница Потоцкой» и «Пилигрим».

    Итак, через весь сборник «Крымские сонеты» проходит главная тема - любовь поэта к родной земле, к Литве. Поэт никогда не забывал свою Литву. Она стала ему еще более дорогой, он всегда носит ее в своем сердце:

    • Далекой Литвы природа непочатая
    • Топкая топь, нетронутые леса...
    • Мне больше нравятся здесь шум сосен, звон косы,
    • Чем соловьи Байдар, салгирских лугов девушки.

    Когда Мицкевич непосредственно переходит к изображению своих переживаний, то в одних сонетах («Плавба», «Аюдаг») личное настроение, личные чувства импонируют настроениям в природе, а в других («Буря», «Байдары») личное настроение противопоставлено тому, что творится в природе. Сонеты «Вид гор из степей Козлова», «Бахчисарай», «Бахчисарай ночью», «Гробница Потоцкой», «Могилы гарема», «Байдары», «Алушта днем», «Алушта ночью», «Чатыр-Даг», «Пилигрим», «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале», «Гора Кикинеис» и «Руины в замке в Балаклаве» написаны в форме раздумий. Настроения автора переданы через пейзажи местности. Мицкевич старается постичь природу, постигнуть тайну бытия.

    Последний сонет сборника «Аюдаг» звучит как завершающий аккорд большой симфонии жизни, преисполненного тревоги за родину, борений и страстей, страданий и ожиданий человека большого духа, поэта, который был нервом и душой народа в бурные годы.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Ведущие мотивы и образы «Крымских сонетов» Адама Мицкевича, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.