Образцы творческих сочинений > Сочинение описание человека и природы > «Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе


     
  • «Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе

    Цель: ознакомить с содержанием баллады, в основу которой легла старинная кельтская легенда; показать мужество борцов за независимость родной страны против иностранных захватчиков; раскрыть необходимость выбора между собственным чувством и общей целью народа; совершенствовать Навыки выразительного чтения баллады с лицами, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, обоснованность, эмоциональность.

    Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона.

    Ход урока.

    1. I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть.

    II.Актуализация опорных знаний учеников.

    1. Фронтальное опрашивание.

    Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в Англию ХIХ ст., а оттуда, благодаря воображению и творческому вдохновению английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона - в седую давность английской истории. Баллада «Вересковый мед» создана по старинной кельтской легенде.

    1)     Что мы знаем о балладе как литературном жанре?

    2)  Что служит основой для баллады Шиллера «Перчатка» и баллады Гете «Ольшаный король»?

    3)     Чем баллада Стивенсона «Вересковый мед» отличается от фольклорной баллады?

    4)  Что предоставляет сюжету баллады Гете «Ольшаный король» большей напряженности?

    5)     Какое начало в балладах Пушкина «Песнь в вещем Олеге», Стивенсона «Вересковый мед» и Шиллера «Перчатка»?

    6)     Можно ли предусмотреть, чем завершатся события, описанные в балладах «Вересковый мед», «Перчатка», «Песнь в вещем Олеге», прочитав вступление? Мотивируйте свой ответ.

    7)     Какие фольклорные признаки позаимствовали литературные баллады?

    8)  Приведите примеры постоянных эпитетов в балладе Пушкина «Песнь в вещем Олеге»

    2. Сообщение учеников о Р. Л. Стивенсоне.

    II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

    1.  Выразительное чтение баллады.

    Предлагается работа с русскоязычным переводом С. Маршака. (См. дополнение: переводы С. Маршака и Е. Крижевича).

    2.  Анализ произведения с комментариями. Беседа.

    Что является вступлением баллады? Какое настроение создают эти строки? Какие строки ярко показывают последствия битвы?

    (Лежал живой на мертвом, И мертвый — на живом).

    Каким образом поэт подчеркивает, что маленькие пикты погибли за родину?

    (В своих могилах тесных, В горах родной земли, Малютки-Медовары приют себя нашли).

    Как изображает поэт последних пиктов, которые попали в плен? Какой прием использует он для создания образа безысходности, силы врага? (Антитеза:

    • Сидел король шотландский
    • Не шевелясь в седле.
    • А маленькие люди
    • Стояли на земле.
    • То, что сидит король на коне, создает впечатление, что он будто высится
    • над маленькими пиктами).
    • Но кажутся ли они нам такими уж беззащитными?
    • Что предоставляет им
    • силы молчать перед угрозой пытки?
    • (Автор показывает их на фоне родного края, сама природа будто поддерживает их:
    • Крик шумел над ними, В море катились валы).
    • Когда старый карлик обращается к королю, говоря:
    • Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну, -
    • посмотрите, как изменяется его фигура.
    • (Это уже не горделивое молчание -
    • Голос его воробьиный Резко и четко звучал.

    Он будто становится еще меньшим по сравнению с королем).

    Почему невозможно поверить в измену?

    (Так как осталась совесть:

    Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем).

    • Почему поэт предоставил нам возможность услышать последний крик юноши? (Это намек на то, что тот мог бы не выдержать).
    • Как вы считаете, легко ли было отцу решиться на такое решение? Докажите, что он очень переживал.

    (И эхом ему ответил С обрыва отец-старик).

    Как показана несокрушимость старика? Чем становится для него этот вересковый

    мед?

    (Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед! -

    вересковый мед символизирует душу народа, которой враги не способны завладеть).

    III. Самостоятельная работа с текстом.

    Задача: доказать, что перед нами именно баллада. Найти фольклорные элементы в произведении, которые являются одной из особенностей жанра баллады.

    (Героическая баллада, как правило, берет за основу исторические события - в данном случае старинную кельтскую легенду.

    Драматизм событий подчеркивается построением баллады - включением в основную часть диалога.

    В литературной балладе нередко присутствуют фольклорные элементы: Вступление, повторение, антитеза, постоянные эпитеты).

    IV. Работа над выразительным чтением.

    V. Подведение итогов урока.

    Блиц-проверка самостоятельной работы.

    VI. Домашняя задача.

    Подготовиться к выразительному чтению баллады наизусть; подготовиться к контрольной работе.

    Индивидуальная задача: подготовить сообщение об А. Мицкевиче.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.