«Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе

  

Цель: ознакомить с содержанием баллады, в основу которой легла старинная кельтская легенда; показать мужество борцов за независимость родной страны против иностранных захватчиков; раскрыть необходимость выбора между собственным чувством и общей целью народа; совершенствовать Навыки выразительного чтения баллады с лицами, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, обоснованность, эмоциональность.

Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона.

Ход урока.

  1. I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть.

II.Актуализация опорных знаний учеников.

1. Фронтальное опрашивание.

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в Англию ХIХ ст., а оттуда, благодаря воображению и творческому вдохновению английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона - в седую давность английской истории. Баллада «Вересковый мед» создана по старинной кельтской легенде.

1)     Что мы знаем о балладе как литературном жанре?

2)  Что служит основой для баллады Шиллера «Перчатка» и баллады Гете «Ольшаный король»?

3)     Чем баллада Стивенсона «Вересковый мед» отличается от фольклорной баллады?

4)  Что предоставляет сюжету баллады Гете «Ольшаный король» большей напряженности?

5)     Какое начало в балладах Пушкина «Песнь в вещем Олеге», Стивенсона «Вересковый мед» и Шиллера «Перчатка»?

6)     Можно ли предусмотреть, чем завершатся события, описанные в балладах «Вересковый мед», «Перчатка», «Песнь в вещем Олеге», прочитав вступление? Мотивируйте свой ответ.

7)     Какие фольклорные признаки позаимствовали литературные баллады?

8)  Приведите примеры постоянных эпитетов в балладе Пушкина «Песнь в вещем Олеге»

2. Сообщение учеников о Р. Л. Стивенсоне.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.  Выразительное чтение баллады.

Предлагается работа с русскоязычным переводом С. Маршака. (См. дополнение: переводы С. Маршака и Е. Крижевича).

2.  Анализ произведения с комментариями. Беседа.

Что является вступлением баллады? Какое настроение создают эти строки? Какие строки ярко показывают последствия битвы?

(Лежал живой на мертвом, И мертвый — на живом).

Каким образом поэт подчеркивает, что маленькие пикты погибли за родину?

(В своих могилах тесных, В горах родной земли, Малютки-Медовары приют себя нашли).

Как изображает поэт последних пиктов, которые попали в плен? Какой прием использует он для создания образа безысходности, силы врага? (Антитеза:

  • Сидел король шотландский
  • Не шевелясь в седле.
  • А маленькие люди
  • Стояли на земле.
  • То, что сидит король на коне, создает впечатление, что он будто высится
  • над маленькими пиктами).
  • Но кажутся ли они нам такими уж беззащитными?
  • Что предоставляет им
  • силы молчать перед угрозой пытки?
  • (Автор показывает их на фоне родного края, сама природа будто поддерживает их:
  • Крик шумел над ними, В море катились валы).
  • Когда старый карлик обращается к королю, говоря:
  • Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну, -
  • посмотрите, как изменяется его фигура.
  • (Это уже не горделивое молчание -
  • Голос его воробьиный Резко и четко звучал.

Он будто становится еще меньшим по сравнению с королем).

Почему невозможно поверить в измену?

(Так как осталась совесть:

Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем).

  • Почему поэт предоставил нам возможность услышать последний крик юноши? (Это намек на то, что тот мог бы не выдержать).
  • Как вы считаете, легко ли было отцу решиться на такое решение? Докажите, что он очень переживал.

(И эхом ему ответил С обрыва отец-старик).

Как показана несокрушимость старика? Чем становится для него этот вересковый

мед?

(Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед! -

вересковый мед символизирует душу народа, которой враги не способны завладеть).

III. Самостоятельная работа с текстом.

Задача: доказать, что перед нами именно баллада. Найти фольклорные элементы в произведении, которые являются одной из особенностей жанра баллады.

(Героическая баллада, как правило, берет за основу исторические события - в данном случае старинную кельтскую легенду.

Драматизм событий подчеркивается построением баллады - включением в основную часть диалога.

В литературной балладе нередко присутствуют фольклорные элементы: Вступление, повторение, антитеза, постоянные эпитеты).

IV. Работа над выразительным чтением.

V. Подведение итогов урока.

Блиц-проверка самостоятельной работы.

VI. Домашняя задача.

Подготовиться к выразительному чтению баллады наизусть; подготовиться к контрольной работе.

Индивидуальная задача: подготовить сообщение об А. Мицкевиче.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: