Школьные сочинения по украинской литературе > Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского > Внеклассное чтение. А. Кащенко «Над Кодацким порогом»


     
  • Внеклассное чтение. А. Кащенко «Над Кодацким порогом»

    Цель: продолжить знакомить школьников с историческим прошлым нашего родного края, народа на примере произведения А. Кащенко «Над Кодацким порогом»; сжато обработать сведения о жизненном и творческом пути писателя; выяснить идейно-художественное содержание повести, охарактеризовать ее героев; развивать культуру связной речи, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, рационально использовать учебное время; формировать кругозор учеников; воспитывать чувство уважения к историческим героям края, на их примере прививать школьникам любовь к Родине, народу.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: портрет А. Кащенко, библиотечка его произведений, комплект иллюстраций «Гетманы Украины», дополнительный материал о казаках и атамане И. Сулиме; дидактический материалы (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Что вам известно о казаках?

    • В произведениях каких известных вам писателей рассказывается о казачестве? (И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы», О. Сенатович «Маленький  Воз», И. Крипякевич «Малые казаки», Т. Шевченко «Тарасова ночь», «Иван Подкова»).

    • Какие черты характера присущи казакам? (Мужество, изобретательность, сообразительность, решительность, закаленность, ловкость...).

    • Легко ли было быть казаком? Свои соображения обоснуйте.

    • О чем бы вы завели разговор, встретившись с казаками?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Основное содержание урока.

    • Я верю, что Украина снова будет большой и сильной...
    • А. Кащенко.
    • Где казак, там и слава. Народная мудрость.
    • Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может.
    • Д. Байрон.

    3. Обработка произведения А. Кащенко «Над Кодацким порогом».

    3.1. Выразительное чтение или пересказ интересных эпизодов произведения.

    3.2. Тема: изображение борьбы запорожцев под руководством И. Сулимы против турецких, польских захватчиков родной Украины.

    3.3. Идея: прославление мужества, смелости, изобретательности, зависти (Конецпольский, старшина реестровых казаков).

    3.4. Основная мысль: «...раздор между украинцами и измена пройдут и между ними воцарится единение».

    3.5. Жанр: историческая, социально-психологическая повесть. Повесть - эпическое произведение среднего размера, в котором изображена жизнь одного или нескольких героев на протяжении продолжительного или важного событиями времени; занимает промежуточное место между рассказом и романом.

    3.6. Композиция.

    Экспозиция: поляки решают выстроить над Кодацким порогом крепость.

    Завязка: поход И. Сулимы с казаками на Азов.

    Развитие событий: запорожцы под руководством И. Сулимы посетили Аслан-Город, Очаков, проплыли неподалеку от крымских гор Бабуган и Чатыр-Даг, мимо Кафа. И везде казачество старалось помочь своим побратимам, освобождали их из неволи.

    Кульминация - измена казацкой старшины И. Сулиме; суд над гетманом в Варшаве.

    Развязка: смерть И. Сулимы.

    3.7. Сюжет.

    В 1635 году на Сечи запорожским кошевым атаманом был Иван Сулима, который продолжил дело Сагайдачного.

    При содействии поляков (Конецпольский) была построена Кодацкая крепость.

    И. Сулима хочет разрушить Кодак, для этого он отправляется в походы, чтобы иметь золото для вооружения казачества. Во время путешествия казаки под руководством атамана освобождают пленников, вооружают их.

    Казаки разрушают Кодак. Конецпольский старается отомстить И. Сулиме. С помощью измены казацкой старшины украинский гетман предстал перед судом в Варшаве. Приговор - смертная казнь.

    Б. Хмельницкий продолжил дело И. Сулимы.

    3.8. Словарная работа.

    Шатцы - окопы.

    Реестр - список казаков, которые признавались польским правительством законной

    вооруженной силой.

    Жолнер - солдат польской армии.

    3.9. Ориентировочный план произведения.

    1) Молодые годы Сулимы.

    2) И. Сулима - запорожский кошевой атаман.

    3) Поляки строят крепость под Кодаком.

    4) И. Сулима имеет желание разрушить Кодак. «Не буду я казаком, если не разрушу то здание».

    5) Запорожцы идут на Черное море.

    6) Победа над турками.

    7) Турки прислали И. Сулиме выкуп.

    8) Путь казаков к реке Кальмиус.

    9) Бой под Очаковом.

    10) Смертельный бой за Кодак.

    11) Поляки поняли, что бороться напрасно, и попросили милосердия у казаков.

    12) Расстрел полковника Мариона.

    13) Руины Кодака.

    14) Пришло время освобождать Украину из польской неволи.

    15) Гетьман Конецепольский надумал взять И. Сулиму изменой.

    16) Обещание польского гетмана, что с Сулимы не упадет ни один волос.

    17) Реестровые казаки будто переходят на сторону запорожцев, их измена.

    18) Суд в Варшаве над Сулимой.

    19) Смерть украинского гетмана.

    20) Казаки поняли, что их одурачили.

    21) Тосковали казаки за Сулимой.

    22) Кодацкий порог - живой свидетель давних событий.

    • О чем свидетельствуют последние слова И. Сулимы перед смертной казнью: «Прощайте, господа и надейтесь на беды, так как моя кровь вам глупо не пройдет!»?

    • Как казаки восприняли смерть любимого предводителя? О чем это свидетельствует?

    • Кто продолжил дело И. Сулимы?

    • Объясните, что имел в виду А. Кащенко, отмечая: «...Порог Кодацкий... до сих пор тоскует по детям воли и поет о прошлом».

    • Почему говорят, что без прошлого нет будущего?

    • Чем вас поразило это произведение? Над чем принудило задуматься?

    3.11. Проблематика произведения:

    • верность и измена;

    • любовь и ненависть;

    дружба и зависть;

    • искренность и польза.

    3.12. Поговорки и пословицы о казачестве.

    • Казацкому роду нет перевода.

    • Без доброго командира войско - отара.

    • К булаве надо голову.

    • Терпи, казак, атаманом будешь.

    • Это не казак, который атаманом не думает быть.

    • Казак живет не тем, что есть, а тем, что будет.

    • Хлеб и вода - казацкая еда.

    • Казаки, как дети: хоть много поедят, хоть немного,- наедятся.

    • Наш Луг отец, а Сечь - мать: вот где надо умирать.

    • Береженого и Бог бережет, а казака сабля стережет.

    V. Закрепление обработанного материала.

    1. Проведение тестового опрашивания.

    1. И. Сулима был на Сечи запорожским кошевым атаманом до:

    а) Ивана Богуна; б) Тараса Трясило; в) Богдана Хмельницкого.

    2. С Сагайдачным И. Сулима не ходил в поход к: а) Византии; б) Крыму; в) Трапезонту.

    3. Слава об И. Сулиме разошлась далеко за границы Украины и, в конце концов, стала всемирной после того, как:

    а) под его руководством был основан морской флот;

    б) он захватил в море на турецкой галере много пленников;

    в) предоставил казакам возможность обогатиться во время военных походов.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Внеклассное чтение. А. Кащенко «Над Кодацким порогом», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.