Внеклассное чтение. Марко Вовчок «Девять братьев и десятая сестрица Галя»

  

• Почему старший сын согласился терпеть любые мучения, страдания, лишь бы снова пойти в батрачество?

• С чем связано то, что люди во время праздника шли в церковь?

• Что ощутила мать, находясь со своей семьей на ярмарке?

• Почему Галя не понимала того, что на свои просьбы матери, она получала постоянный отказ?

• Как мать охарактеризовала путь в горах?

• Какое приключение о Лакомке рассказала мать детям?

• Чем объяснить то, что дети никогда больше не просились на ярмарку?

• К кому пошли в батрачество старший и средний братья? Как сложилась их судьба?

• Как дочь хозяина обидела среднего брата?

• Что побуждало сыновей-братьев покинуть отчий дом?

• Какая беда случилась со старой женщиной?

• Почему Галя вынуждена была пойти на заработки?

• О чем состоялся разговор Гали с другой горемычной молодицей, когда они пололи?

• Что рассказал казак Гале, когда пришел к ней вторично?

• Уезжая снова домой, казак предложил Гале вступить в брак с ним. Как она это восприняла?

• Чем занимались братья, прячась в скалах?

• Почему молодожен заблудился?

• Какое предупреждение получили Галя с Михаилом, когда ехали по опасному пути?

• Что случилось с молодыми супругами во время путешествия в Глибов?

• Какая трагедия произошла с героями произведения? Чем она была обусловлена?

• Можно ли оправдать самоубийство Гали?

• Кто же виноват в трагической судьбе героев рассказа?

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Вдова, которая имела девять братьев и десятую дочь, жила неподалеку от: а) Миргорода;  б) Киева; в) Полтавы.

2. Сыновья вдовы сравниваются:

а) с соколами; б) орлами; в) могущественной скалой.

3. Больше всего Галя любила брата:

а) старшего; б) среднего; в) меньшего.

4. Свой дом вдова считала:

а) землянкой; б) хижиной; в) куренем.

5. Чем была опасна местность, где был дом вдовы?

а) в лесу жили волки; б) с горы на дом мог упасть камень; в) неподалеку была река, которая весной могла затопить жилье.

6. О какой реке упоминается в произведении?

а) Дунай; б) Днепр; в) Каяла.

7. Маленькую Галю захватывала сказка: а) о Котигорошке; б) Ивасе; в) зайчике.

8. Галя любила перед сном послушать песенку:

а) о ярком солнышке и зеленых лугах;

б) красной калине возле кринички;

в) журавле, который странное чудо видел.

9. Вернувшись с работы, мать готовила детям:

а) борщ; б) кулеш; в) кашу.

10. В зимнее воскресенье, когда мать была дома, дети любили: а) покататься на санках;

б) поиграть в снежки; в) погулять в маминой одежде на улице.

11. Дети были удивлены, когда однажды мать принесла: а) бублики; б) поношенные сапоги; в) кожаные варежки.

12. Как мать охарактеризовала старшему сыну службу в батрачестве? а) доброй и милосердной; б) тяжелой и серьезной; в) вынужденной и важной.

13. Меньший брат пообещал Гале, что для нее в батрачестве он заработает: а) платочек; б) кожух; в) сапожки.

14. Какой была первоочередная задача у старшего брата в батрачестве? а) вымести в доме;  б) наносить воды; в) накормить скот.

15. Хозяин у старшего брата был: а) сапожником; б) фермером; в) торговцем мяса.

16. Из-за чего старший брат вернулся из батрачества? а) его выгнал хозяин; б) этого захотела сестра Галя; в) не смог больше терпеть издевательств над собой.

17. Во время праздника вся семья вдовы пошла: а) в город; б) в церковь; в) гулять на луга.

18. Что просила Галя у матушки купить на ярмарке? а) Сапоги; б) медовик;

в) разноцветные ленты.

19. Какое фруктовое дерево росло возле дома вдовы? а) вишня; б) яблоня; в) груша.

20. К кому старший брат пошел в батрачество вторично? а) бахчеводу; б) земледельцу;

в) молочнику.

21. Зачем братья решили уйти из дома? а) искать счастья и судьбы; б) наняться к господину на заработки; в) поехать в город учиться.

22. С каким вопросом не обращался казак к Гале, впервые встретив ее?

а) «Сколько же времени еще шагать в город?»;

б) «А дойду я той дорожкой в город?»;

в) «А где же здесь у вас колодец?».

23. Какую работу выполняла Галя на заработках? а) ухаживала за грудным ребенком хозяев; б) полола; в) выпасала коз.

24. Для чего казак снова вернулся в город? а) вести торговлю; б) учиться;

в) развлекаться, на чуда всякие посмотреть.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Проследите, как в произведении отображена обездоленная жизнь украинского народа.

2. Мотивируйте, почему Галя, получив счастье, внезапно его потеряла. Есть ли в этом какая-то закономерность? Обоснуйте собственную мысль.

3. Как звали казака, мужа Гали? а) Николаем Серпным; б) Михаилом Радой;

в) Петром Лесничим.

Карточка № 2.

1. Выскажите собственное отношение к деятельности братьев в конце произведения. Что заставило их стать на ошибочный путь?

2. Чем, на ваш взгляд, обусловлены страдания старшего брата в батрачестве и наконец преждевременная смерть? Свои мысли подтверлите, ссылаясь на содержание произведения.

3. С каким предложением обратился казак к Гале, уезжая домой вторично?

а) писать ему письма; б) подарить что-то на память; в) стать его женой.

Карточка № 3.

1. Докажите,  что страдание вдовы является свидетельством тяжелой жизни украинского народа во времена крепостничества. Отвечая, приведите убедительные аргументы.

2. Можно ли считать, что «Девять братьев и десятая сестрица Галя» Марко Вовчок - произведение-трагедия? Почему не судилось счастливой жизни героям этого рассказа?

3. Разбойниками, которые напали на Галю и ее мужа, были: а) турецкие захватчики; б) девять братьев; в) крестьянские повстанцы.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача.

Проанализировать произведение Нитченко-Чуба. «Волчонок», составить вопросы к рассказу.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: