Образцы творческих сочинений > Внеклассное чтение. Мушкетик. «Селена»


     
  • Внеклассное чтение. Мушкетик. «Селена»

    Цель:  расширить читательский кругозор школьников; ознакомить их с жизненным и творческим путем Ю. Мушкетика; проанализировать его произведение «Селена», сосредоточивая внимание на идейно-художественном содержании повести; развивать культуру связной речи, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; оказывать содействие потребности читать самостоятельно; воспитывать у учеников уважение к творчеству Ю. Мушкетика, прививать интерес к чтению художественных произведений, культуры Давней Греции, исторического прошлого.

    тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: портрет Ю. Мушкетика, исторические материалы о культуре и общественно-политическом положении в Афинах; портреты выдающихся философов; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока

    І. организационный момент

    II. актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:

    Какие события, на ваш взгляд, были интересными, захватывающими, познавательными во время изучения истории давнего мира?

    • Что вы знаете об Афинах?
    • Кого называют философами («любящие мудрость»)? Приведите примеры лиц, которых считали мудрыми, умными, здравомыслящими.
    • Почему философов высоко ценили и уважали в тогдашнем обществе?
    • Докажите, что столицей философии греки считали Афины.
    • Почему высказывания выдающихся философов являются актуальными сегодня? Ответ обоснуйте, ссылаясь на примерах из истории.
    • Что вам известно о Платоне? Чем он прославился?

    III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

    IV. основное содержание урока

    1. Жизненный и творческий путь

    Ю. Мушкетика (материал для учителя)

    ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ МУШКЕТИК (род. 1929 г.)

    Первый источник формирования личности Ю. Мушкетика - его родная Черниговщина. Там, в с. Вертиевка Неженского района, он родился, вырос, закончил школу, потом вступил на филологический факультет Киевского университета и пошел в большой мир.

    Эта земля богатая историческими традициями. Здесь начался знаменитейший поход и вызрело «Слово о полке Игоревом» - один со славных шедевров мирового героического эпоса, здесь развивались образовательная и культурная ячейки, из типографий шли по Украине книжки и разнообразии издания. Черниговщина была одним из центров в национально-освободительной борьбе и обусловленного ею государственного и культурного возрождения украинского народа. На этой земле вырос автор проекта космической ракеты Г. Кибальчич, развивались шедевры фольклора, кобзарского искусства, живописи, музыки, создавали И. Кулиш, Б. Гринченко, А. Свидницкий и Л. Глибов, Г. Коцюбинский и П. Тычина, В. Эллан-Голубой, В. Чумак и О. Довженко.

    Остроконфликтные, проблемные, преисполненные и радостью, и болью за нашу историю, жизнь, человека, аналитические относительно прошлого и прогностические относительно тенденций современности, эти произведения стали заметными вехами в развитии всей украинской прозы, часть из них переведена иностранными языками и признана зарубежными читателями.

    Возрос авторитет Ю. Мушкетика и как общественного деятеля: был депутатом Верховной Рады, руководителем Союза писателей Украины, он ставит жизненно важные вопросы экологии, языка и национального самосознания и исторической памяти народа, его суверенности и условий развития гуманизма, культуры,- и это находит горячий отзыв в сердцах читателей.

    Становится очевидным: Ю. Мушкетик - продолжатель больших традиций Афанасия Мирного, Г. Коцюбинского, В. Стефаника, А. Головка, но вместе с тем - яркая индивидуальность, которая имеет свою тему, свой идеал, метод и стиль. Все это берет соки из источников исторической, социальной, духовной жизни народа и из глубин мышления самого художника.

    Лучшие произведения писателя побуждают к широким творческим раздумьям: критика подключает их к дискуссиям по поводу важных назревших проблем, характерных явлений, ведущих тенденций развития литературы.

    Правда жизни - в имени торжества истины, справедливости, духовной чести, свободы - художественная цель произведений Ю. Мушкетика. Это и определяет высокую общественную значимость доработки художника, его новаторскую сущность, перспективу творческого развития.

    2. Дополнительная информация

    ПЛАТОН (428-348 гг. к н.э.)

    Настоящее имя Платона - Аристоки. Платоном его прозвали за силу и широкую грудь. «Платос» означает «широкий». Еще смолоду он захватывался борьбой и был чемпионом Истмийских игр - соревнований, похожих на Олимпийские игры.

    Платон вышел из семьи царского рода. Его мать вторично вышла замуж за одного из друзей и помощников Геракла, который руководил тогда Афинами. Платон возрастал и воспитывался, общаясь со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и актерами. Он и сам начал писать комедии и трагедии, но, познакомившись с Сократом, сжег свои произведения и посвятил себя философии.

    Суд над Сократом и смерть любимого учителя поразили Платона. Он выехал в Грецию и продолжительное время путешествовал. До этого времени он уже стал известным философом, и один из приближенных тирана Дионисия, который руководил в Сиракузах, главном городе острова Сицилия, пригласил его к царскому двору. Этот приближенный считал, что Платону удастся убедить Дионисия руководить справедливо, а не жестоко. Платон в своих произведениях много писал об идеальном государстве, которое должно была жить по умным законам, и ему тоже хотелось воплотить свои мечты в жизнь. Когда Дионисий понял, зачем прибыл Платон, он отправил его назад в Грецию, тайно приказав по дороге продать философа в рабство.

    - Он же философ, поэтому и в рабстве он будет ощущать счастье,- смешливо высказался тиран.

    Платона купил Анникерид, богатый мужчина, который вез в Грецию своих коней, чтобы выставить их на лошадиных соревнованиях. Узнав, что он стал хозяином знаменитого философа, Анникерид сразу выпустил его на волю. Когда друзья Платона собрали деньги для его выкупа, Анникерид отказался их взять и передал их самому Платону.

    На деньги, полученные от Анникерида, Платон купил неподалеку от Афин землю, выстроил себе дом и открыл свою философскую школу. Дом Платона находился неподалеку от того места, где согласно легенде был похоронен лирический герой Академ, поэтому школу Платона называли Академией.

    Платон написал множество произведений. Одно из них посвящено разъяснению философских идей Сократа, другие - описание устройства умного государства. В этих произведениях описана и Атлантида - государство, в котором люди жилы согласно мудрым законам.

    Как и много других философов, Платон искал первооснову всех вещей. Он считал, что все вещи имеют незримую идею, в которой есть их главнейшая сущность и причина. Эти идеи, согласно Платону, и является первоосновой мира. Поэтому Платона называют отцом идеалистической философии.

    Незадолго до смерти Платона спросили, как он считает, будут ли в будущему писать о нем?

    Философ ответил:

    - Было бы доброе имя, а записки будут.

    3. Художественный - художествен- художественный- идейно- художественный анализ произведения Ю. Мушкетика «Селена»

    3.1.      Выразительное чтение, пересказ интересных эпизодов из произведения.

    3.2.      Исторический материал. Осмысление истории не оставляло Ю. Мушкетика никогда. Сквозь желание полнее и глубже осмыслить историю Украины, писатель обращается к анализу истории старинной Греции и Рима. Предметом его повседневных студий становятся философия, религия, этика и культура - как на равные семьи и государства, бытие отдельных людей, так и на равные целых народов или социальных слоев. Как следствие появляются философско-аналитические, глубоко полемические произведения, назначения которых заключалось в параллельном освещении опыта своего и других народов. К таким произведениям принадлежит и повесть «Селена».

    3.3.      Тема: изображение эпохи средневековья Давней Греции - времен правления царя Дионисия; деятельности философа Платона.

    3.4.      Идея: осуждение управления тирана Дионисия; возвеличивание стремлений Платона относительно справедливого управления государством, ссылаясь на умные законы.

    3.5.      Основная мысль: «...в мире черное и белое, горькое и сладкое большей частью перемешано...»

    3.6.      Жанр: историко-философская повесть.

    3.7.      Композиция.

    Страницы: 1 2 3 4 5

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Внеклассное чтение. Мушкетик. «Селена», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.