• Внеклассное чтение. С. Васильченко «Оловянный перстень»

    Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. Васильченко, ознакомиться с его повестью «Оловянный перстень», обработать содержание произведения, выяснить его идейно-тематическое направление; привлекать учеников к чтению художественных произведений самостоятельно и под руководством учителя; развивать память, внимание, умение выразительно читать, строить заключения, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; рационально использовать учебное время; воспитывать у учеников чувство уважения к творчеству С. Васильченко, произведений украинской литературы; порядочность, доброту, честность, любовь к работе.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет С. Васильченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Какие произведения С. Васильченко вы уже читали? («Бусурман», «Свекор»...) Чем они вам запомнились?

    • Кто является героями многих произведений писателя? Почему?

    • Что вам известно о жизни и творчестве С. Васильченко?

    • Почему С. Васильченко посвятил почти всю свою жизнь преподаванию?

    • Что бы вы рассказали писателю во время встречи с ним?

    • Дайте определение повести как прозаическому жанру художественной литературы. (Повесть - эпическое прозаическое произведение (реже стихотворное), которое характеризуется однолинейным сюжетом, а широтой охвата жизненных явлений и глубинного их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом).

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Основное содержание урока.

    • Я глубоко верю в большое будущее украинского слова.
    • С. Васильченко.
    • Профессиональный педагог, патриот и гуманист, Степан Васильченко может быть олицетворением того, что мы вкладываем в понятие народный учитель.
    • О. Гончар.
    • Любите землю! Любите работу на земле.
    • А. Довженко.

    2. Обработка произведения С. Васильченко «Оловянный перстень» (1927 г.).

    2.1. Тема: изображение активного отдыха киевских ребят в селе на Полтавщине.

    2.2. Идея: прославление красоты работы, душевной доброты, бескорыстия, ощущения любви, искренности; осуждение зависти, пьянства как отрицательного социального явления.

    2.3. Основная мысль: только в работе, гармонии с природой, окружающим миром человек становится красивым, душевно богатым, способным к крепкой дружбе, пылкой любви.

    2.4. Жанр: повесть.

    2.5. Композиция.

    Произведение состоит из 28 разделов. События происходят на Полтавщине во время летних каникул у школьников.

    Экспозиция: трое ребят - Валерьян Орешник, Витя Барановский, Константин Ясинский - отправились в путешествие в село на Полтавщину.

    Завязка: в гостях Валя, Витя, Константин у Бондарей, помощь ребят собирать урожай жителям села, которые нуждаются в помощи; дружба, а потом любовь Насти к Константину и Вити к Насте.

    Кульминация: недоразумение в любви к Насте между Костей и Витей.

    Развязка: отъезд ребят домой; Оловянный перстень на руке у Константина - воспоминание о дружбе, любви с Настей.

    2.6. Проблематика произведения:

    • работа и неумения;

    • любовь и ненависть, страдание;

    • сохранение национальных традиций (вещи-экспонаты для музея);

    • личность и общество.

    2.7. Содержание произведения.

    Трое киевских ребят - Валерьян, Витя, Константин - решили во время летних каникул осуществить путешествие в село на Полтавщину: посетить семью Бондарей. Находясь на селе, ребята помогали многим его жителям в жатвенное время, активно участвовали в организации и проведении спектакля «На баштане». Напряженный момент произведения - когда возникли недоразумения между Костей и Витей. Витя в нетрезвом состоянии старался добиться любви и уважения от девушки.

    Оловянный перстень, который Настя купила на ярмарке, она подарила Косте на память о себе.

    Быстро промелькнуло время, и ребята отправились снова домой в Киев.

    2.8. Анализ содержания произведения с вопросами:

    • Чем отличались между собой Валерьян Орешник, Витя Барановский, Константин Ясинский? Сделайте сравнительную мини-характеристику ребят.

    • Как в произведении описан Киев в знойное время? («Над Киевом спадал пыльный вечер. Целый день пекло как огнем солнце, и в городе стояла невероятная духота. К тому же везде делали на улицах ремонт: чистили канализационные трубы, чинили трамвайные линии, штукатурили и красили дома. Кипели по улицам котлы со смолой, и смрад не давал дышать, а пыль, что весь день тучей стояла над улицами, густая и едкая, резала глаза, залезала в нос, хрустела на зубах. Широкие улицы большого города, на которых раньше вплавь плыл всякий люд, теперь опустели: сновали по ним только тоненькие человеческие течения, как те, что пересохли от жары, многоводные когда-то реки»).

    • Почему Орешнику не удалось собрать экспедицию среди учеников класса, друзей?

    • О чем свидетельствует отношение Василия к хлебу? («...Всегда не вытерпит, чтобы не поднять, когда увидит судьбу, «святой хлебец»; обдует на нем порох, в карман прячет «отдам корове, чтобы съела»). Как вы ведете себя, когда видите хлеб судьбы, на мусорнике?

    • Сжато опишите путешествие ребят в село на Полтавщину.

    • Как Бондари приняли гостей из Киева?

    • Чем объяснить особое отношение жителей села к деду Маркиану? («Это такой дед, который когда бы не лошадь, он бы до ночи здесь гомонил,- промолвила Бондариха.- Это наш студент Кутянский,- добавил Василий.- “Я,- говорит,- всякому студенту доскажу». И вы еще узнаете его хорошо, он такой, еще не раз придет. Еще и надоест»).

    • В чем проявилось гостеприимность Бондарей к Вале, Вите и Константину?

    • Из-за чего ребята не могли попасть в дом Бондарей, проснувшись утром? (Не знали, что такое ступа) Кто им помог?

    • Опишите село Липовый Угол. Сравните это описание села с современным. Почему работа крестьян является тяжелой?

    • Как в произведении изображена жатва? («Людей в поле, как мурашек. Косари - рядами, простоволосые, рубашки повыпускали, ломают рожь-пшеницу, как стену, покосы кладут. Белеют сквозь рубашки согнутых жнецов, пасутся кони; под телегами-колыбелями, в колыбелях дети. А над всем музыка: ржет где-то жеребенок, звонко кто-то клепает косу, гудит дальше в степи машина, рабочими окруженная. Суета, движение. Веет от полей силой большой, могущественной, бодрой»).

    • Какое впечатление на ребят оказала их робота на поле?

    • Какую работу должна была выполнить Соня на селе? («Обследовать экономическое состояние села, выяснить число незаможников, кулаков, выявить число грамотных, неграмотных, женотделов, ликбезов, читален...»).

    • Почему Бондариха попросила молодежь помочь Марине Петринковой рожь связать? Как они к этому отнеслись?

    • Для чего Витя рассказал Косте о любви и до чего она доводит?

    • Как приезд киевлян к Бондарихе повлиял на жителей села?

    • За что бабы ругались на Витю? («...Завелся с женщинами за попов и веру. И так горячо завелся, что возмущенные бабы не в шутку хотели ему снять штаны и отстегать его крапивой»).

    • Из-за чего Витя находился в нетрезвом состоянии? Почему алкоголь является вредом для здоровья человека?

    • Чем Настя приворожила Витю? Что вы больше всего цените в человеке?

    • На основании чего возник спор между Валей и дедом Маркианом?

    • Как в произведении описана ярмарка? («Ярмарка, как марево в степи. Первое, что бросается в глаза,- против солнца стоит посреди ярмарки вспотевший дядя, брыль на затылке, в руках - кнут, а на виду, играют веселые счеты. Все, как на экране: движется, жестикулирует, смеется....Ярмарка шумела как буйная зеленая дубрава. Море смеха, море гула-юмора, а в этом море то в одном, то в другом месте звучат нотки грусти»). Почему, на ваш взгляд, у одних людей на ярмарке лица улыбающиеся, веселые, а у других - печальные?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Внеклассное чтение. С. Васильченко «Оловянный перстень», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.