Вольнолюбивые стихотворения Пушкина

  

Тема свободы - одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учусь в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учатся славить, Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода - абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»... «Вольность» - весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы... ...с апелляцией к разуму монарха... Поэт - противник насилия, свобода не может быть достигнута в результате революции (акт возмездия тиранам). В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно - свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге. Тема свободы - центральная. Кинжал - «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» - пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» - «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества - один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» - на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой - тучи, гора, «морские края», ветер. Узник - это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» - море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море - еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим - т.к. свобода - благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека. «Во глубине...» - послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х - 30-е. Свобода - личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина - это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь. Пушкин является создателем лирической концепции творчества, в ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества. О творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного» - поэтические манифесты - «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо».

(«Элегия» - именно с творчеством связываются «наслаждения», которые помогут преодолеть усталость жизни, настроения тоски и отчаянья:

  • И ведаю, мне будет наслажденья
  • Меж горестей, забот и треволненья:
  • Порой опять гармонией упьюсь,
  • Над вымыслом слезами обольюсь...

«Поэт» - квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт - сложное существо, отмеченное Богом, наделенным частью его творящей силы, но явлением обычным земным человеком... В сонете «Поэту»: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. В нем только одна дорога - ее пролагает сам поэт, по ней не может пройти обычный человек, «непосвященный» - и в конце этой дороги - «плоды любимых дум», добытые «подвигом благородным». Пушкин говорит, что поэт может судить себя лишь высшим судом, но это не означает, что отходят все другие; каждый может высказать свое мнение, но никто не может навязывать свое.

Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям - вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных». Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» - завещание русской поэзии:

  • Веленью божию, о муза, будь послушна,
  • Обиды не страшась, не требуя венца;
  • Хвалу и клевету приемли равнодушно
  • И не оспаривай глупца
Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: