Художественное отражение национального прошлого народа в произведениях Пушкина

  

В письмах из Михайловского Пушкин настойчиво выдвигает перед литературой русскую историческую тему. Знатока античного эпоса Гнедича он уговаривает приняться за эпическую поэму из русской истории. С интересом следит Пушкин за творческой работой Рылеева над исторической темой. Живое любопытство поэта вызывают отрывки романа Б. Федорова о князе Курбском. А летом №25 г., сообщая Бестужеву свое мнение об его «Ревельском турнире», Пушкин пишет: «Брось этих немцев и обратись к нам, православным».

Справедливо полагая, что народность литературы не определяется одним «выбором предметов из отечественной истории», поэт, однако, считал, что обращение писателей историческому прошлому народа будет в сильнейшей степени способствовать развитию национальной самобытности русской литературы. Еще в 1822 г. озабоченный именно этой проблемой и размышляя об особенностях французской и английской литературы, Пушкин замечает: «Не решу, какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; смелее!- обычаи, история, песни, сказки и проч.». Обращению литературы к отечественной истории, поэтическому ее изучению Пушкин придавал не меньшее значение, чем изучению народного творчества и народного ялика.

Призывы Пушкина были проявлением борьбы поэта за развитие русской национальной культуры.  В 1812-1825 гг. историческая тема получила широкое отражение в русской литературе, в частности в творчество писателей, непосредственно связанных с движением декабристов или близких к нему. Как уже отмечалось, Пушкин также принял участие в ее разработке («Вадим»). Друзья-декабристы призывали Пушкина воспеть вольность древ них Новгорода и Пскова. Рылеев в январе 1825 г. писал поэту: «Ты около Пскова; там задушены последние вспышки русской свободы, настоящий край вдохновенья - и не! ужели Пушкин оставит эту землю без поэмы?» Однако мысль Пушкина уже развивалась в русле иных исторических оценок. В переписке и высказываниях Пушкина 1824 -1825 гг. со всей ясностью выражена глубокая неудовлетворенность поэта самим характером художественной разработки исторического прошлого в русской литературе того времени.

Деятелей исторического прошлого поэт-декабрист превращал в своих современников. Это и вызвало Критическую оценку Пушкина. Принцип историзма и народности становится одним из основных принципов как общего мировоззрения, так и эстетики поэта («О народности в литературе»). Любой вопрос языка и литературы Пушкин стремится рассматривать в историческом аспекте (спор с Бестужевым, полемика с Рылеевым о Жуковском, статьи о русском языке, о поэзии классической и романтической и т. д.).

Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени» требовал перемен не только на сцепе драматической, но и во всей русской литературе. Ни классицизм с его рационалистичностью, ни романтические нормы поэзии, проникнутые субъективизмом, не могли удовлетворить Пушкина, стремившегося теперь к всестороннему, объективному и одновременно конкретному изображению жизни. Не абстрактные понятия разума, олицетворенные в классическом герое, не переживания романтического героя, воплощавшего в себе субъективный мир самого поэта, а объективные картины жизни человека, природы и общества, многообразный мир пусть иногда прозаических, но истинных характеров, людские нравы и обычаи, реальные исторические события и люди, жизнь народа, его национальный характер - вот что волнует и увлекает теперь Пушкина.

Реализм в творчестве Пушкина был подготовлен но только развитием русской литературы конца XV - начала XX в., но и развитием реализма в европейской лш тературе, начиная с эпохи Возрождения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: