• Я и мир Леся Украинка. «Мечты»

    Цель: ознакомить учеников с жизненной судьбой Леси Украинки (детство, роль семьи в ее воспитании); проанализировать произведение «Мечты», выяснить его идейно-тематическое направление, определить художественные особенности поэзии; развивать умение и навыки выразительного чтения, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; обобщать, строить заключения; формировать мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству выдающейся писательницы; к родителям, семье; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет Леси Украинки, библиотека произведений выдающейся поэтессы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Анализ выполненной письменной работы (тематического оценивания) учениками по теме «Вступление. Загадочно прекрасная и знаменитая давность Украины».

    III. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Какие выдающиеся украинские писатели вам известны?

    • Что вы уже знаете о Лесе Украинке из начальной школы?

    • Можно ли, на ваш взгляд, считать Лесю Украинку выдающейся фигурой украинской литературы и искусства вообще? Собственный ответ обоснуйте.

    • Какую связь можно проследить между Еленой Пчилкой и Лесей Украинкой?

    • С чем были связаны жизненные трудности писательницы?

    • Можем ли мы гордиться тем, что имеем такую писательницу, мужественную женщину? Почему? Личные соображения аргументируйте.

    IV. Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности учеников.

    V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    • Пусть я гибну, и пусть сияет мило
    • Над людьми солнцем правда и надежда!
    • Леся Украинка.
    • Наибольшая радость - быть поэтом.
    • Все другое - мелочь, даже смерть.
    • Федерико Гарсиа Лорка.

    2. Анализ поэзии Леси Украинки «Мечты».

    2.1. Поэзия написана поэтессой в Ялте 18 ноября 1897 г.

    2.2. Выразительное чтение поэзии.

    2.3. Тема: изображение мечтаний лирической героини, раздумий над смыслом жизни, за которую необходимо бороться до последней капли крови и обязательно верить в желанную победу.

    2.4. Идея: прославление мужества, героизма, уверенности веры в победу рыцаря, его критика тех, кто пролил «кровь не за родной край».

    2.5. Основная мысль: необходимо уметь бороться с жизненными трудностями даже тогда, когда это невозможно; человек - это вера, ожидание, уверенность в победе.

    2.6. Жизнеутверждающий мотив произведения.

    Ты меня убить можешь, Но жить не принудишь.

    2.7. Обработка содержания поэзии Л. Украинки «Мечты» с вопросами:

    • Почему поэтесса выбрала прием мечтаний в своем произведении? Любите ли вы мечтать? Какая ваша мечта?

    • Чем объяснить то, что героиня произведения захватывалась веком рыцарства?

    • Каким, по вашему мнению, должен быть рыцарь – защитник слабых, незащищенных?

    • Как в произведении сравниваются рыцари? Для чего Леся Украинка использует этот прием?

    • Из-за чего полонянка не восприняла пышного рыцаря? Какой ответ она дала ему?

    • Чему поэтесса любит весну? Как об этом сказано в произведении?

    • О каких кандалах все время говорит Леся Украинка в произведении?

    • Для чего во время военных событий значительное внимание отводилось хоругви?

    • Что необходимо для того, чтобы наши мечты все-таки сбывались?

    • Мечта - это реалии или фантазии нашего мышления? Обоснуйте свою мысль.

    • Почему наибольший расцвет мечтаний происходит именно в детстве?

    VI. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач к поэзии «Мечты».

    1. В детские годы лирическая героиня произведения желала:

    а) быть известной поэтессой; б) чрезвычайной, странной; в) быстрее стать взрослой.

    2. В детстве поэтесса захватывалась: а) игрой в шахматы; б) животным миром других стран; в) веком рыцарства.

    3. Во время поединка двух мужей автор предоставлял преимущество:

    а) обоим за их мужество и отвагу;

    б) тому, кто соперника свалив, говорил люто: «Сдайся!»;

    в) тому, кто «распростерт, к земле прибитый копьем, говорил: «Убей, не сдамся!».

    4. «Ты меня убить можешь, но жить не принудишь», - так сказала рыцарю та, которую он завоевал, а именно: а) полонянка; б) принцесса; в) королева.

    5. «Года детские» исчезли, как: а) колдовство чародея; б) весенние воды; в) росяное утро.

    6. Какие художественные средства использовала поэтесса в строках:

    Виднеется потолок надо мной, Будто готичный свод?

    а) метафору и сравнение; б) сравнение и эпитет; в) эпитет и метафору.

    7. Сплетение цветов героини на окне сравнивается: а) с решетками; б) волшебным рисунком; в) тайной сеткой.

    8. Размышляя одиноко в доме, лирическая героиня:

    а) ощутила радость, увидев ожидаемую первую звезду на небе;

    б) не поняла, откуда попал красноватый свет в ее комнату;

    в) сидела возле окна и вязала.

    9. Шум, который ощутила героиня во время личных мечтаний, ей не напоминал:

    а) порыв ветра; б) стон пленника-рыцаря; в) военных событий.

    10. Изнемогая от раны, пленник-рыцарь подвергает критике:

    а) короля, который завоевывает нечестным путем земли;

    б) общество, где властвует вранье и жестокость;

    в) бездельников, которые пролили кровь не за родной край.

    11. Поэзию «Мечты» Леся Украинка написала во время лечения, находясь: а) в Египте;

    б) Кисловодске; в) Ялте.

    12. Из-за чего рыцарь решил не терять напрасно кровь свою? а) услышал свой лозунг; б) очень захотел жить вопреки всему; в) не имел смысла в этом.

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    2. Работа на карточках (Леся Украинка «Мечты»).

    Карточка № 1.

    1. Почему, по вашему мнению, героиню произведения привлекал побежденный рыцарь, который говорил: «Убей, не сдамся!»? Собственные мысли обоснуйте.

    2. Прокомментируйте слова раненого рыцаря:

    Будь проклята кровь ленивая, Не за родной край пролитая.

    3. Какие две строки из произведения повторяются дважды?

    а) «Кто живой? Сойди на башню, Посмотри вокруг!»;

    б) «Будь проклята кровь ленивая, не за родной край пролитая»;

    в) «И не раз мне кажется, что сижу я в плену».

    Карточка № 2.

    1. Мотивируйте, почему поэтесса боль раненого рыцаря воспринимает как собственную. Приведите убедительные доказательства, ссылаясь на текст произведения.

    2. Проследите, как на протяжении произведения изменяется настроение поэтессы. Чем это объяснить? Собственную мысль обоснуйте.

    3. Мечтая, главная героиня произведения ощущала, что:

    а) она начала выздоравливать, беря пример с мужественных людей;

    б) закованная в кандалы невидимой рукой;

    в) заканчивает свое лирическое путешествие.

    Карточка № 3.

    1. В чем, на ваш взгляд, видит поэтесса смысл жизни человека, его назначение на земле? Как это прослеживается в произведении? Приведите убедительные примеры из поэзии.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Я и мир Леся Украинка. «Мечты», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.