• Юрий Яновский. Роман «Всадники». «Двойной круг»

    Цель:   ознакомить учеников с творческой биографией Юрия Яновского, местом писателя в развитии украинской литературы, жанровой своеобразностью романа «Всадники»; развивать умение анализировать произведения; воспитывать интерес к творчеству писателя.

    Тип урока:     изучение нового материала.

    Оборудование: портрет писателя, мультимедийное дополнение «Жизненный и творческий путь писателя», выставка произведений Ю. Яновского, документальной, художественной и публицистической литературы о писателе, эпиграфы.

    Бывают люди, которые не оставляют в памяти никаких воспоминаний - были да и нет. Зато жизнь нас награждает большим количеством людей-звезд, которые не гаснут в нашей памяти, которые живут в тебе, согревают тебя своим теплом, своей мудростью. К таким светлым, незабываемым людям и принадлежит Юрий Иванович Яновский .

    Матвей Талалаевский.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    ІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

    ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    1. Вступительное слово.

    Сложный и трудный, иногда и противоречивый творческий путь прошел Юрий Яновский, путь, будни которого были преисполнены страстного творчества и горения. Девизом его стали крылатые слова Эмиля Золя: «Ни дня без строки».

    Ключ к настоящему пониманию и взлетов, и противоречий, да и некоторых творческих неудач Яновского - в добросовестном изучении его наследия.

    Максим Рыльский в статье «Правда всегда правда», посвященной памяти писателя, призвал «при ясном дневном свете внимательно пересмотреть все творчество Яновского, - не для того, чтобы его все принять и признать безупречным, не для того, чтобы канонизировать и поставить вне критики некоторые отдельные, особенно ранние, произведения писателя, а для того, чтобы над именем нашего выдающегося мастера и честного гражданина засияло во всей своей красоте солнце правды».

    2.         Рассмотрение выставки произведений писателя и документальной, публицистической литературы о нем.

    7.         Комментирование учениками эпиграфа.

    8.         Работа над романом «Всадники».

    «Всадники» - жемчужина творчества Ю. Яновского. П. Г. Тычина сказал, что именно этим романом новейшая украинская литература сдала экзамен на аттестат зрелости. Тема гражданской войны возникает в произведении по-настоящему героической и романтической. Автор правдиво показывает трагедию целой семьи Половцев, которых революция раскидала по разные идеологические фронты.

    Особенно ярко проявилось в этом произведении композиционное мастерство Яновского. Роман состоит из восьми сюжетно завершенных новелл («Двойной круг», «Детство», «Шаланда в море», «Батальон шведа», «Письмо в вечность», «Чубенко, командир полка», «Путь армий», «Адаменко»), которые в совокупности передают панораму периода гражданской войны.

    «Всадники» - новеллистический роман.

    9.         Теория литературы.

    Роман (фр.— романский) — литературный жанр, наиболее распространенный в ХVІІІ-ХХ ст.; большой по объему, сложное по строению эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

    Новелла— небольшое по объему прозаическое эпическое произведение о необыкновенном жизненном событии с неожиданным финалом, сконденсированным и ярко изображенным действием.

    Роман в новеллах — сложное по построению и большое по размеру эпическое прозаическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события определенной эпохи; состоит из отдельных новелл, объединенных общим замыслом.

    Отображая действительность, искусство не может не отображать и временно пространственные формы ее существования.

    Художественное пространство и время является воспроизведением, идеальным пространством и временем. Пространство и время в искусстве - это универсальные определения художественного образа.

    Специфика художественного пространства заключается в том, что оно является художественно-отображенным пространством и имеет эстетичное содержание. Художник в своем произведении, воссоздавая реальное пространство, вместе с тем формирует определенное художественное пространство, в котором происходят события. Это пространство может быть большим и охватывать несколько стран или выходить за пределы земной планеты, или же даже суживаться к тесным границам одной комнаты.

    Художественное время является способом существования искусства, одним из средств овладения социальным и индивидуальным временами, его воспроизведение и создание, сохранение и преобразование. В ХХ ст. происходят существенные изменения в художественной практике. Распространяется свободная (монтажная) форма композиции литературных произведений. Почти одновременно появляются бессюжетная литература, беспредметная живопись, атональная музыка, абстрактная скульптура.

    В основу искусства положена условность изображения, поскольку не мог бы состояться сам факт отображения действительности, которым предусмотрено отторжение реально или же явно существующих явлений и вещей путем их воспроизведения в изображении, а не отождествлении с прототипом.

    10. Обработка особенностей романа.

    •          Роман состоит из восьми композиционно и сюжетно связанных новелл.

    •          Отсутствие хронологической последовательности в развертывании событий.

    •          Использование кинематографического приема монтажа «кадров».

    •          Имеет признаки народной думы, героической поэмы, новеллы.

    •          Исключительных героев автор показывает в исключительных обстоятельствах.

    •          Главный мотив - распад человеческого рода, который начался с революцией.

    •          Правдивость и типичность в воспроизведении исторических событий и изображении действующих лиц.

    Проблемы, затронутые в романе.

    •          Трагедия рода и народа.

    •          Распад семьи ради идеи.

    •          Революция и народ.

    •          Политические платформы разных партий и политических сил.

    •          Преданность делу.

    •          Творческая работа и духовные ценности.

    •          Проблема братоубийственной гражданской войны.

    Роман начинается новеллой «Двойной круг». Автор сразу вводит нас в шквал горячих событий лета 1919 года. На степных пространствах льется кровь четырех братьев, одураченных, ослепленных вражескими проповедями шовинистов и монархистов, националистов и анархистов.

    Новелла «Двойной круг» (круг интересов классовых и родственных) - классический образец художественного воплощения болевых раздумий художника о непростом времени в истории своего народа, когда брат убивает брата. Тот «условный» бой в степи под Компановкой символизирует собой всю сложную ситуацию в Украине во время гражданской войны. И хотя наконец побеждает интернациональный отряд Ивана Половца, но эмоциональный акцент совсем на другом - автор не поддерживает эту кровавую резню, хотя она и ради новой жизни.

    IV. Итог урока.

    1.         Беседа с учениками

    •          В чем новаторство романа «Всадники»?

    •          Какой новеллой начинается роман?

    •          Каким девизом в жизни руководствовался Мусий Половец?

    •          Придерживались ли родительской науки сыновья?

    •          В чем заключается трагизм рода Половцев?

    2.         Цепочка мыслей.

    V. Домашняя задача.

    1.         Проанализировать новеллу «Двойной круг».

    2.         Выписать высказывания известных людей о романе «Всадники».

    3.         Составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Ю. Яновского.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Юрий Яновский. Роман «Всадники». «Двойной круг», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.