Загадки как вид устного народного творчества

  

Цель:   углубить и систематизировать знания учеников о загадках; развивать творческие способности учеников, любознательность, внимательность, сообразительность, логическое мышление; воспитывать интерес к загадкам.

Оборудование: иллюстрации к загадкам, карточке.

Тип урока: урок-КВН.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Сообщение темы и цели урока.

Мы продолжаем работать над темой «Загадки как вид устного народного творчества». Проверку вашей готовности к уроку проведем не совсем привычно, а в форме КВН. Для этого поделимся на две команды.

III.        Проведение КВН.

Конкурс «Разминка».

Каждая команда загадывает друг другу по пять загадок и отгадывает их.

Конкурс «Творческий».

1. Превратить пословицы в загадки.

 

и команда

II команда

Правда в огне не горит, От своей тени не убежишь.
в воде не тонет. Береги честь смолоду.
Мысль быстрейшая в мире. Наимилее в мире — сон.
Работа людей кормит.

Чтобы хорошо жить, надо работу лю-

Внимание старше ума бить

2. Придумайте такие загадки, чтобы в них вошли данные слова. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет. Месяц-Новолуние - золотой серп, ночное небо - темный луг, находится - утеряно.

 

3. Придумайте загадки на заданную тему: «О домашних животных», «О школе, школьных принадлежностях».

Конкурс художников.

Нарисовать рисунки, которые бы отображали содержание загадок и их отгадок. Для І команды. Посреди двора стоит гора; впереди вилы, а сзади метла. (Корова).

Для II команды. Ревет вол на сто гор, на сто шагов, на сто потоков. (Гром).

Конкурс капитанов.

Для капитана І команды.

Определить, какие загадки использовал писатель В. Шевчук в приведенном предложении из своего произведения «Предтеча». Записать полностью их текст.

На необозримое бархатное поле повыбегали овцы, которые без числа, без счета, и лишь пастух замедлил: где-то подгулял или заснул в туче, которая раскинулась край неба, как черное марево.

Для капитана II команды.

Переработать предложения так, чтобы они стали загадками.

  • Весеннее солнце, будто золотая рыбка, плавает по синему, как море, небу.
  • Вдали трактор, будто железный жук, пашет широкое поле, будто лапами черную землю режет.

Конкурс «Кто быстрее».

Кто быстрее разгадает загадки и подберет к ним синонимические по смыслу. Например: Висит сито руками не вито. (Паутина) Синонимическая к ней: Какой пряжи нет в продаже?

  1. Стоит госпожа, прихорашивается, так как одела рубашек триста. (Капуста). (Сидит баба на грядках вся закутанная в платках).
  2. Ползун ползет, на базар иглы везет. (Еж) (Колючий клубочек прибежал в садочек).
  3. Стоят развалины, на развалинах мешок, на мешке мельничка, сопун, клипун, лесок. (Человек). (Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех).
  4. В воде родится и воды боится. (Соль) (Белый камень в воде тает).

IV.       Итог урока.

V.       Домашняя задача.

Повторить определение загадки, метафоры. Составить загадки о глобусе, снеге, коте.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: