Загадочно прекрасная и знаменитая давность Украины

  

Цель: предложенными задачами проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме, закрепить их; развивать внимание, ловкость, решительность, сообразительность, умение применять приобретенные знания во время выполнения практических задач; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать интерес к следствиям собственной работы, уважение к творческой деятельности, пунктуальность, навыки рационального использования учебного времени.

Тип урока: контроль, коррекция знаний и умений.

Оборудование: разноуровневые тестовые задачи и вопросы контроля по теме в 3-х вариантах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

III. Объяснение учителем вопросов, которые касаются порядка проведения контрольной работы.

IV. Ход контрольной работы.

I вариант.

Начальный уровень.

1. Историческое событие - победа казаков над войском польской шляхты в 1630 году под Переяславом была положена в основу произведения:

а) Т. Шевченко «Тарасова ночь»; б) Т. Шевченко «Иван Подкова»;

в) П. Чубинского «Еще не умерла Украина»;

г) Н. Вороного «Евшан-зелье».

2. В какой песне девушка, идя в село, несла красный мак?

а) «Ой бежит, бежит маленькая девушка»; б) «Ой венок, мой венок»;

в) «На долине туман»; г) «Во ржи на межи».

3. Поэма как литературный жанр - это произведение:

а) большое стихотворное произведение, в котором изображается характер, выдающиеся события в жизни людей;

б) написанное в форме обращения одного человека к другим;

в) в основе сюжета которого лежит острый непримиримый жизненный конфликт, который большей частью заканчивается смертью героя;

г) фольклорного происхождения на легендарную или историческую тему.

Средний уровень.

4. О чем мечтал казак в произведении Т. Г. Шевченко «Мысль»?

5. Назовите известные вам песни календарно-обрядовой поэзии весеннего цикла.

6. Какая роль книги в жизни человека?

Достаточный уровень.

Выполните одну из задач:

7. Что, на ваш взгляд, обусловило популярность стрелецких песен? Собственную мысль мотивируйте, ссылаясь на известные вам песенные произведения.

8. Обоснуйте назначение и популярность песен календарно-обрядовой поэзии летнего цикла. Отвечая, обращайтесь к уже известным вам песням.

9. Что объединяет народную легенду о девушке - Украине, которую Господь наделил песней, с «Молитвой» О. Конисского? Мотивируйте. Высказываясь, приведите примеры из этих произведений.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из тем:

10. Песня в нашей семье.

11. Счастье можно найти только на родной земле (по поэме Н. Вороного «Евшан-зелье»).

12. Знаменитое прошлое Отчизны в творчестве Т. Шевченко («Иван Подкова», «Тарасова ночь»).

13. Обворожительность календарно-обрядовой поэзии зимнего цикла.

ІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Гетман Трясило - главный герой произведения:

а) Т. Шевченко «Мысль»; б) Т. Шевченко «Тарасова ночь»; в) Н. Вороного «Евшан-зелье»; г) С. Чарнецкого «Ой в лугу красная калина наклонилась».

2. Песня «Маяло житечко, маяло» принадлежит: а) к литературным; б) жатвенным;

в) русальным; г) веснушкам.

3. Торжественная, похвальная песня, в которой возвеличивается какое-то явление, лицо, событие называется: а) исторической; б) стрелецкой; в) гимном; г) народной.

Средний уровень.

4 Чего желала мать своему ребенку, когда пела колыбельную?

5. Назовите известные вам песни календарно-обрядовой поэзии летнего цикла.

6. В чем главная мысль стрелецкой песни «Ой в лугу красная калина наклонилась» С. Чарнецкого и Г. Труха?

Достаточный уровень.

Выполните одну из задач.

7. Мотивируйте, почему на Руси любили и ценили книгу. Личную мысль подтврдите убедительными примерами.

8. Докажите, что сила слова колядок и щедровок оказывает содействие благосостоянию семей украинцев. Отвечая, приведите примеры из известных вам календарно-обрядовых песен зимнего цикла.

9. Проследите, как в поэме Т. Шевченко «Тарасова ночь» через осмысление исторической судьбы Украины автор напоминает нам о необходимости помнить выдающихся ее сыновей, борцов за волю, счастье и независимость родного края.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из тем:

10. Моя любимая песня.

11. Идея любви к родному народу, к родине в произведении Н. Вороного «Евшан-зелье».

12. Родная земля моя, ты казацкой славой щедрая... (по творчеству Т. Шевченко).

13. Любопытство календарно-обрядовой поэзии весеннего цикла.

ІІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Легенда из Ипатьевской летописи служила основой для написания произведения:

а) «Легенда о девушке - Украине, которую Господь одарил песней»;

б) Н. Вороного «Евшан-зелье»; в) Т. Шевченко «Мысль»; г) О. Конисского «Молитва».

2. К песням календарно-обрядовой поэзии зимнего цикла принадлежит:

а) «Кривой танец»; б) «Ой бежит, бежит маленькая девушка»;

в) «Ой кто, кто Николая любит»; г) «Ой ковала кукушечка».

3. Повторение группы слов одного или нескольких стихотворных строк в конце

строфы или строф называется:

а) анафорой; б) рефреном; в) метафорой; г) эпитетом.

Средний уровень.

4. Как любимейший ребенок половецкого хана попал к князю Владимиру?

5. Назовите известные вам песни календарно-обрядовой поэзии зимнего цикла.

6. Для чего люди обратились к Богу? (О. Конисский «Молитва»).

Достаточный уровень.

Выполните одну из задач:

7. Докажите, что веснушки - песни молодости и красоты.

8. Посудите, почему песня П. Чубинского «Еще не умерла Украина» стала гимном украинцев. Личную мысль обоснуйте.

9. Подкрепите примером произведения Т. Шевченко «Иван Подкова», что через изображение прошлого украинцы лучше понимают современное.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из тем:

10. Песня - ценнейшее сокровище украинцев.

11. Лучше в родном крае милом Полечь костями, сгинуть, Чем в земле чужой, вражеской, В славе и почете прозябать!

(по произведению Н. Вороного «Евшан-зелье»).

12. Образ народного певца, его роль в жизни украинцев времен Шевченко («Тарасова ночь»).

13. Любимейшие поэзии календарно-обрядового летнего цикла.

IV. Итог урока.

V. Домашняя задача.

Подготовить мини-доклад «Детство Леси Украинки», прочитать поэзию «Мечты».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: