Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте

  

Продолжить работу над определением признаков текста и основных средств связи в нём; показать роль заголовка в тексте; научить прослеживать смысловую связь предложений в тексте. учебник, учебные тексты, научно-популярный текст. урок применения знаний и формирования умений. Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков,… русский язык кажется нам созданным для поэзии. П. Мериме
ХОД УРОКА I.

Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний 1. Беседа

Что такое текст?

Какие признаки текста вам известны?

Что значит говорить и писать на тему?

Как связываются предложения в тексте?

2. Пояснительное слово учителя Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация. Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста — это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым и т.

д. Предложения в тексте могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда; верным слову — верность слову); местоимений (книгу — она; человек — он) и других языковых средств. Предложения в тексте бывают и без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной. III.

Мотивация учебной деятельности Слово учителя — В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. Надеюсь, что сегодняшний урок научит вас видеть основные особенности текста, пересказывать его (устно и письменно) сжато и выборочно, готовиться к устным высказываниям, писать сочинения.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. работа с теоретическим материалом учебника (упражнения 155, 159) 2. самостоятельная работа учащихся 1) Прочитайте три текста. Озаглавьте первый и третий тексты побудительными предложениями, а второй — повествовательным восклицательным. А) Очень хорошо пораньше встать, когда роса еще не сошла, и если Тогда умываешься на воздухе, у ручья или у речки, то кажется, Вместе с тобой мир умывается, и в мире в этом великом есть твой Любящий друг, и он тоже где-то купается и о тебе думает.

(М. При Швин) Б) лес еще спит. Но в нем уже отложила ворониха первое яйцо. Спит И вода. Но тайно — под снегом собираются ручейки, сбегаются В реки.

(В. Бианки) В) Дни — как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по Ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую сту Пеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз.

(Н. Сладков)

Объясните выражения: роса не сошла (подберите синонимы); мир улыбается (значение слова мир); подниматься на новую ступеньку (что имел в виду автор?

).

Выпишите возвратные глаголы, распределяя их по группам: Возвратное значение (себя): … Взаимное значение (друг с другом): … Значение постоянного свойства (сам): …

Объясните орфограмму - тся - тъся. Составьте план своих действий для правильного решения орфографической задачи о правописании -тся - тъся в глаголах.

Определите морфемный состав глаголов из второго текста.

2) Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отрази Лось торжество прихода весны. Какие глаголы передают эмоцио Нальный настрой автора? Назовите их. Грянул весенний майский гром — всему живому языки развязал.

Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май! Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.

Дятлы исступленно бьют в звонкие сучки — барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен. А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли. Гремит по всей земле май! (По И.

Сладкову)

Определите, как построен текст. Найдите тезис и вывод. Как связаны между собой абзацы и предложения внутри абзацев: последовательно или параллельно?

Какое явление жизни положено в основу описания прихода весны: звуки, краски или что-нибудь другое? Докажите свое решение, проанализировав глаголы во 2-м и 3-м абзацах.

К какой тематической группе они относятся? В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?

Найдите во 2-м и 3-м абзацах зависимые от глаголов слова, которые поясняют, как происходят действия. Какие части речи передают признаки действия? Сделайте вывод, какая часть речи распространяет глагол, показывая признак действия.

Попробуйте по образцу отрывка описать перемену в своей школе, используя глаголы со значением «процесс издавания звуков». Начните, например, так: «Но вот загремел звонок, и сразу…». Не забывайте конкретизировать действия с помощью зависимых слов. 3) Вспомните свои ощущения в конце учебного года. Напиши Те небольшое сочинение «Перед каникулами». Начните его так: «К концу года я начинаю уставать. мне не хочется…

мне хочется…». Не ограничивайтесь глаголами в инфинитиве! Развивайте свою мысль!

V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1.

Беседа

Что нового вы узнали о тексте?

Какая связь предложений в тексте называется последовательной? Параллельной?

Какую роль в тексте играет заголовок? 2.

Заключительное слово учителя Учиться говорить и писать, по словам академика Д. С. лихачева, нужно все время. Поэтому возьмите на вооружение три совета:

Больше читайте! «Читайте не торопясь… , запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга…» (К.

Паустовский)

Заведите записные книжки, «учитесь записывать звуки, движения, краски, запахи, слова, выражения». (М. Рыбникова)

«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький) VI.

Домашнее задание 1. Повторить теоретические сведения о тексте. 2. Выполнить упражнение 162 (письменно).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: