Зарождение русского сентиментализма

  

Зарождающийся сентиментализм был поддержан также жанрами «слезной» драмы и комической оперы, во многом ориентирующимися на вкусы демократического зрителя. В предисловии к своей комедии «Мот, любовью исправленный» (1765) В. И. Лукин отмечает появление части зрителей, которая любит «характерные, жалостные и благородными мыслями наполненные... комедии».

В период классицизма в мемуарах, так же как и в литературе, проявление личности преимущественно находило себя в государственной службе, в исполнении «должности», хотя и начал складываться рассказ-воспоминание о целой жизни автора. К концу века созрел взгляд на ценность собственной личности как таковой. В «Записках» А. Р. Воронцова сказано: «Я всегда был того мнения, что люди имеют собственную их достоинствам внутреннюю цену, которой не в состоянии отнять у них никакой деспот»3.

Итак, во внимании к эмоциональной сфере человека Карамзин имел своих предшественников. Но в отличие от них, ограничивавшихся, как правило, лишь констатацией психологического состояния, Карамзин сумел раскрыть психологию человека как динамический процесс и с полной убежденностью воскликнуть: «Человек велик духом своим! Божество обитает в его сердце!»

Оправдание человеческой личности независимо от ее сословной принадлежности в качестве основного объекта изображения в литературе, раскрытие ее духовного мира, ставшего основным структурообразующим компонентом в сентиментальных произведениях, свидетельствуют о том, что сентиментализм как направление был неразрывно связан с общим процессом демократизации русской литературы в XVIII веке.

Комическая опера, расцвет которой падает на последнее тридцатилетие XVIII века, была заметным явлением литературы и театра. Имеющий своими истоками произведения народного театра, этот «легкий» вид бытовой музыкальной комедии развивался в общем русле историко-литературного процесса. Лучшие образцы комической оперы-были тесно связаны с просветительством, в доступной форме она доносила до зрителей многие идеи антикрепостнической и социально-обличительной литературы своего времени. «Широта жизненного влияния,-пишет Т. Н. Ливанова,- вот что было огромной силой «легкого» жанра комической оперы. Благодаря ее образам, ее ситуациям, ее напевам новые темы и мотивы социального обличения - хотя бы и поданные в личной форме  распространялись так широко и проникали в такие слои, круги, группы людей, куда не вовлек бы их в XVIII веке никакой журнал, не донесла бы никакая книга»1. По образному выражению исследовательницы, комическая опера как бы обладала «крыльями», которые помогали ее распространению, и этими крыльями была музыка.

26 августа 1772 года была поставлена в Царском Селе первая русская комическая опера «Анюта» М. И. Попова (1742- ок. 1790). В 1765 году М. И. Попов поступил учиться в Московский университет, через два года был отозван в Комиссию по составлению нового уложения. Попов сотрудничал в сатирических изданиях Н. И. Новикова и М. Д. Чулкова, но особенно велик его вклад в изучение народного творчества: им составлен сборник песен, содержащий более пятисот произведений. Сочинения Попова написаны на народной основе,

«Анюта»  произведение на крестьянскую тему. Здесь достаточно правдиво говорится о трудностях крестьянского быта в крепостной деревне. Тяжелый труд на барина - вечный удел крестьянина Мирона:

  • Мужик, сушись, крутись,
  • Потей и работай;
  • И после, хоть взбесился,
  • А денежки давай.

Нагло ведут себя и представители городской администрации, вымогающие под разными предлогами у крепостных деньги. Так, Мирон, узнав о поборах в пользу одного из подьячих, жена которого родила сына, не без юмора замечает: «Неушто и робя приносы уже берет!» Вместе с тем отношение к крестьянам в опере противоречиво: они показаны грубыми и алчными, в отличие от благородных и чувствительных дворян. В этом особенно убеждает развязка комедии. Сюжет ее несложен. Крестьянин Мирон воспитал девочку-подкидыша Анюту, не зная, что она дочь опального полковника Цветаева. Анюта, которую хотят выдать замуж за батрака Филата, любит молодого дворянина Виктора и любима им. Препятствия, которые стоят на пути молодых людей, к счастью, исчезают, когда выясняется истинное происхождение Анюты. Жених-батрак спокойно отказывается от невесты, когда соперник дает ему деньги:

  • Не о чем и мне тужить;
  • Коли нет жены дворянки,
  • За тридцать рублей купить
  • Можно две жены крестьянки.

Заканчивалась пьеса призывом к классовому миру, к смирению и покорности:

Всех счастливей в свете тот, Кто своей доволен частью. Впрочем, следует иметь в виду, что «Анюта» впервые была исполнена в присутствии Екатерины II и благополучный конец мог быть приделан именно по этой причине. Во всяком случае, в ранней редакции оперы Филат дерзко угрожал сопернику:

  • Смотри сберегайся
  • И помни то, что также и крестьяне
  • Умеют за себя стоять, как и дворяне.

Пьеса обратила на себя внимание современников особенностями языка: в репликах крестьян широко употреблялись диалектизмы, особенно заметные при сопоставлении с книжно-сентиментальными тирадами Виктора.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: