Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Я. Франко > «Захар Беркут». Патриотичные мотивы, его связь с развертыванием сюжета. Характеристика образов Максима, Мирославы


     
  • «Захар Беркут». Патриотичные мотивы, его связь с развертыванием сюжета. Характеристика образов Максима, Мирославы

    Цель: продолжить анализ идейно-художественного содержания повести И. Франко «Захар Беркут» (V, VI разд.), охарактеризовать образы Максима, Мирославы; развивать интеллектуальную активность, творческое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, строить заключения; формировать кругозор школьников; воспитывать чувство патриотизма и гордости за землю, на которой родились тухольцы, любовь к родному краю, уважение к его историческому прошлому, чувство национальной гордости.

    Тип урока: применение навыков и умений.

    Оборудование: портрет И. Франко, рисунки учеников к образам Максима, Мирославы, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Беседа с вопросами.

    • Для чего И. Франко обратился в повести «Захар Беркут» к истории?

    • Докажите, что произведение «Захар Беркут» И. Франко является исторической повестью.

    • Дайте определение понятию «герой художественного произведения». Как распределяются герои в повести?

    • Какие герои произведения реальные, а какие выдуманные?

    • Какому герою повести вы симпатизируете? Почему?

    • Сравните, как И. Франко в произведении изображает тухольцев и монголо-татар. Свою мысль подтвердите, ссылаясь на текст произведения.

    • Хотели ли бы вы жить среди тухольцев, героев произведения И. Франко. Ответ мотивируйте.

    III. Основное содержание произведения.

    IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    Героями моих произведений почти никогда не бывают люди темные и беспомощные, а когда те произведения будят симпатию к ним у читателей, то вероятно не за их терпение,

    а за их жизненную энергию, ум и чувства, которые они проявляют в жизненной борьбе.

    И. Франко.

    1. Характеристика образов Максима и Мирославы.

    1.1. Максим.

    1.1.1. Беседа с вопросами:

    • Кто такой Максим? Когда впервые вы встречаетесь с ним в произведении?

    • Какое впечатление производит на вас этот герой?

    • Как тухольцы относились к Максиму?

    • Где познакомились Максим и человек, который пылко любит родную землю и жизнь.

    • Максим с радостью воспринимает сообщение Тугара Волка о том, что тухольцы окружили монголов, и с достоинством патриота отвечает предателю, что «тухольцы будут биться до последнего», но не пустят врага в горы.

    1.1.4. Ориентировочный план к характеристике образа Максима.

    1) Максим - «молодой горец... первый удалец на всю тухольскую верховину...».

    2) Портрет и внешность героя.

    3) Волевые качества: а) настойчивость; б) целеустремленность; в) мужество; г) большая сила воли; д) несокрушимость, твердость; е) готовность к самопожертвованию; ё) сознание обязанности.

    4) Ум и сообразительность: а) владение оружием; б) военное умение; в) черты начальника.

    5) Чувственные черты: а) справедливость; б) любовь к отчизне, любимой; в) гордость;

    г) свободолюбие; д) верность; е) благоразумие; ё) выносливость; ж) самообладание.

    6) Значение образа Максима.

    1.2. Мирослава.

    1.2.1. Беседа с вопросами:

    • • Какой вы представляете Мирославу?
    • • Кто воспитывал дочь боярина? Как это повлияло на ее характер, поведение?
    • • Как Мирослава вела себя во время охоты?
    • • Из-за чего дочь не понимала своего отца? Как она воспринимала его измену?
    • • Почему Мирослава отстаивала интересы тухольцев?
    • • Каким образом Мирослава старалась освободить Максима из неволи?
    • • Как Захар автор произведения относится к своим героям. Наблюдения обоснуйте.

      2. Теория литературы. Понятие о сюжете.

      Сюжет (фр. sujet - предмет) - последовательность и связь описания событий в произведениях художественной литературы. Составные части сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В больших произведениях может быть несколько сюжетов (сюжетных линий); в малых произведениях иногда отсутствуют некоторые части сюжета.

      3. Работа над V разделом повести.

      3.1. Выразительное чтение отдельных частей раздела.

      4. Работа над VI разделом повести.

      4.1. Пересказ интересных эпизодов из раздела.

      4.2. Тема: воспроизведение страшных картин пребывания монголов на Тухольщине, где враг попал в ловушку ее защитников.

      4.3. Идея: прославление мудрости, изобретательности, дружбы, взаимной поддержки защитников родной земли; осуждение коварства, жестокости монголов, их стремление обогатиться за счет уничтожения всего живого.

      4.4. Основная мысль: настоящий сын родного края никогда не предаст свою Родину, свой народ, даже если нужно ему пожертвовать собственной жизнью.

      4.5. Композиция.

      Экспозиция: страшный слух о старании монголов захватить Тухлю.

      Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Захар Беркут». Патриотичные мотивы, его связь с развертыванием сюжета. Характеристика образов Максима, Мирославы, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.