Школьные сочинения по украинской литературе > Авторские сочинения по произведениям О. Т. Гончара > Жанрово-тематическое разнообразие песен. Чумацкая песня «Ой в степи криниченька»


     
  • Жанрово-тематическое разнообразие песен. Чумацкая песня «Ой в степи криниченька»

    Цель: продолжить знакомить школьников с разновидностями народных песен, их особенностями и назначением; проанализировать чумацкую песню «Ой в степи криниченька»; активизировать словарь учеников; развивать культуру связной речи, эстетичные вкусы, память, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, суждения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство любви, уважения к Родине, родной песне, языку; прививать интерес к прошлому нашего народа.

    Тип урока:     усвоение новых знаний.

    Оборудование: библиотечка с произведениями народных песен, картина И. Айвазовского «Чумацкая валка»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Дайте определение песни как жанра устного народного творчества. (Песня - словесно-музыкальное произведение лирического или лиро-эпического характера, мелодичное своим интонационным рисунком и предназначенное для пения).

    • Как делятся песни, учитывая их авторство? (Народные и литературные). Чем они отличаются между собой?

    • Почему песня связана с жизнью человека?

    • Какие песни уже вам известны? В чем их особенности?

    • Объясните, почему украинскую песню считают благозвучной, красивой?

    • Назовите известных авторов литературных песен.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    3. Высказывание известных людей об украинских народных песнях.

    Украина дорогая и близкая моему сердцу. Я люблю ее литературу, музыку, ее замечательную украинскую песню, преисполненную волшебной мелодии.

    А. Чехов, русский писатель.

    Украинская песня... имеет так много художественных ценностей, что их невозможно пересчитать. Это искусство глубоко народное потому, что из него непосредственно обращается к нам своеобразная чистая душа украинского народа. Красивая эта душа. Такое именно и ее искусство.

    З. Неедли, чешский ученый и общественный деятель.

    Украинская народная поэзия богатейшая и красивейшая в Европе. Она отмечается большими художественными ценностями и поэтическим вдохновением, меткостью выражения и имеет в себе что-то трогательное, величавое, что-то чувствительно-чуткое, унылое и живописное.

    А. Люкшич, хорватский ученый и писатель.

    К наиболее значительным явлениям в славянских литературах принадлежит украинская поэзия, которая выделяется своими высокими художественными ценностями и своим историзмом.

    Ф. Вимазал, чешский ученый.

    Ни в какой другой стране дерево народной поэзии не дало таких огромных плодов, нигде дух народа не проявился в песнях так живо и правдиво, как у украинцев... В самом деле, народ, который мог петь такие песни и любоваться ими, не мог стоять на низком уровне образования.

    Ф. Боденштедт, немецкий переводчик и устроитель, сб. «Поэтическая Украина» (Штутгарт, 1945).

    4. Общая характеристика социально-бытовых песен.

    Социально-бытовые песни неоднородные по основным жанровым признакам (тематикой, функциями, способом поэтического изложения, формой), но их соединяет то, что все они отражают настроения народа, вызванные теми или иными явлениями общественной жизни.

    Фольклористы определяют в этом песенном массиве в зависимости от ведущих идейно-тематических мотивов циклы казацких, крепостных, чумацких, рекрутских и солдатских, бурлацких, наймитских и заробтчанских песен.

    Большинство песен имеет особое строение: они делятся на куплеты, преимущественно из четырех строк, объединенных рифмой. У каждой песни есть своя мелодия, которая повторяется во всех куплетах. Песни богаты содержанием и завершены по форме.

    Этот пласт украинской народной песенности послужил источником произведений Г. Сковороды, И. Котляревского, И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного и других писателей.

    Вышло немало исследований и сборников социально-бытовой лирики. Последние по времени: «Рекрутские и солдатские песни», «Наймитские и заробитчанские песни», «Чумацкие песни» (в серии «Украинское народное творчество» ( 70-80 гг.) и «Социально-бытовые песни» (1985).

    5. Жанрово-тематическое разнообразие песен. Их идейно-художественное богатство.

    5.1. Крепостные песни.

    Эти песни поражают силой реалистического изображения тяжелой подневольной жизни крестьян, протеста против унижения человеческого достоинства и бесправия в его будничных проявлениях:

    «Есаулы с нагаями на барщину гонять» не только молодых и здоровых, но и старых и немощных и даже малых детей, а пожаловаться нельзя, так как сейчас «берет савула с казаками по сто палок бить».

    Песни были чуть ли не единственным утешением и развлечением крепостного.

    В песнях крепостного цикла можно проследить нарастание бунтовых настроений крепостных - от жалоб и проклятий, которые, по словам великого Кобзаря, были наивной, невинной местью («положишь, господин, головой с твоей работой»), к осознанию того, что господа живут работой крепостных («а кто же будет поля жать, как меня не станет?!») к прямым призывам к борьбе.

    Надежды бывших крепостных не сбылись, а жгучее желание «обуть господина в лапти» создало песни, в которых народное воображение рисовало сатирические картинки: «пошла наша барыня пшениченьку жать, а за ней баричи колосьев собирать».

    Эти песни затрагивают оценку явлений социального порядка.

    5.2. Бурлацкие песни.

    Бурлаки - это крестьяне, которые убегают от закрепощения, устраивались

    на временные заработки. Они терпели скитания, голод и тяжелую работу, зато

    принадлежали себе; их манила воля, но нигде безродный бурлак ее не находил:

    «Степь веселая, край далекий, и негде прожить».

    Образность бурлацких песен скупее, чем в родственно-бытовой лирике, больше сурового реализма, сетований на социальную несправедливость, но в ряде песен прослеживается песенная связь с лирикой других циклов, особенно с казацкими песнями.

    Настроения тоски по родному краю, семье, образ смерти на чужбине передается с помощью художественных средств, широко используемых в народной лирике: преклоненная вишневая ветвь - жена, которая потеряла надежду на возвращение бурлака; ранняя роса, которая высыхает на ветру,- бурлацкая жизнь, которая проходит в горе; гадина, которая вьется возле сердца; явор, корни которого вода подмывает,- тоска, которая точит бурлака.

    5.3. Наймитские и заробитчанские песни.

    Эти песни близки по тематике к бурлацким. В них тоже речь идет о судьбе наймита, «что делает, аж пот глаза заливает, а хозяин его ругает». Бедняки, которые договаривались работать на хозяина определенный срок, попадали в тягчайшую кабалу.

    «Ой матушка-зорька, как в сроке горько,- обращается к матери девушка-наймичка,- ни есть, ни пить, ни сесть отдохнуть...». В отчаянии она готова принять смерть: «ты, сырая земелька, прими отца и мамочку и меня, молоденькую, чтобы я не ходила, в батрачестве не служила, чужой работы тяжелой не делала...».

    Наймита пренебрегают, называют «бездельником», его кормят заплесневелыми сухарями, гонят после тяжелой работы в поле еще и носить воду, пасть волов:

    Принимай, женщина, со стола вареники, Так как идет наймитище. Поставь ему вчерашнего борща Пусть он похлещет.

    Но и это еще не наибольшее горе, что хозяин сопровождает наймита в солдаты вместо своего сына: «Ой в лугу и при березе стоит калина... Не за кого пойду я в солдаты - за хозяйского сына!».

    Наймитские и заробитчанские песни тематически связаны с крепостными, чумацкими и солдатскими песнями.

    Большой цикл составляют заробитчанские песни об эмиграции крестьян Буковины, Галиции, Западного Подолья и Закарпатья в конце ХІХ - в начале ХХ столетия в Америку. Покинув отчий дом и клочок земли, который не мог прокормить семью, эмигранты не находили снисхождения на чужбине, которая «не одного хозяина с сумками пустила».

    5.4. Рекрутские и солдатские песни.

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Жанрово-тематическое разнообразие песен. Чумацкая песня «Ой в степи криниченька», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.