Женские образы в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?»

  

Трагическим является в романе образ Гали. Она олицетворяет девичью красоту, супружескую верность и моральную чистоту - самые привлекательные черты украинского национального характера. Именно в отношениях с Галей наиболее полно раскрываются богатый внутренний мир Чипки, его лучшие человеческие качества. Девушка не восприняла образа жизни своего отца и поставила возлюбленному условие для бракосочетания - бросить разбойничество. Итак, человек может быть сильнее судьбы, вопреки всему она способна избирать путь добра.

Галя мечтала только о честной хозяйственной жизни, в своем доме сама все делала с радостью: «И какое оно тебе то счастье будет, когда ко всему я сама своих рук не приложу, не похлопочу возле всячины?». Девушка искренне верила, что любовью отвернет Чипку от воровства, но борьбу за него она проиграла - последнее преступление Чипки не пережила, обезумела и совершила самоубийство. Идеей поиска правды освещен в романе и образ Христи.

Сирота сызмала, она на всю жизнь осталась добрым и сочувственным человеком. Выйдя замуж за Григория, Христя зажила в семейном уюте. Но было ли ее существование наполнено покоем? Нет, прежде всего, потому, что ее муж не сочувствовал людям, был равнодушным и эгоистичным. Христя ощущала, что Григорий при необходимости может отречься от правды и легко смириться с несправедливостью. Мотря - Чипкина мать - настоящая женщина-страдалица.

Авторы изобразили этот образ на широком социально-историческом фоне. Противоположными к рассмотренным выше образам выступают господа Польские и представители чиновничества: генеральша, ее сын Василий Семенович, глава уезда Кряжов, поповский сын Шавкун, судебный секретарь Чижик, голова Дмитренко. Эта группа образов показывает такие актуальные проблемы того времени:

  • отречение от национальных корней;
  • вырождение дворянских семей;
  • формирование украинской буржуазии.

В романе мастерски изображена сцена крестьянского протеста, которая раскрывает реальную суть реформы 1861 г. Крестьянин и далее оставался бесправным, должен был отработать еще не один год господину, а за недовольство его публично наказывали нагайкой. Афанасий Мирный начал целиком новую для украинской литературы проблематику. Если для Т. Шевченко и Марка Вовчок - его двух виднейших предшественников - общее состояние мира определялось пребыванием украинского человека в рабстве, борьбой за его освобождение, доказыванием его права на полноценную жизнь, то главная проблема Афанасия Мирного - человек в условиях свободы.

В романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» совсем нет романтизации «благородного разбойничества». Если в литературе романтизма украинских Робин Гудов типа Гаркуши и Устима Кармелюка охотно возводили на пьедестал, то Чипка Варениченко, созданный художественным воображением Афанасия Мирного и Ивана Билыка, прозаиков-реалистов 1870-х годов, - это альтернатива Робинам Гудам. Роман возражал возможность кровавых способов утверждения правды.

И в этом смысле он может быть поставлен в один ряд с такими произведениями, как «Преступление и наказание» и «Бесы» Ф. Достоевского, в которых вопрос о цели и средствах борьбы со злом соотносился с большой силой художественного предвидения будущего. Своими романами эти писатели задолго до большевистского переворота предупреждали человечество об угрозе коммунистических утопических теорий, которые основываются на мстительности, классовой ненависти, вражде и насилии.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: