Школьные сочинения по украинской литературе > П. А. Кулиш и Н. Г. Кулиш в украинской литературе > Жизненный и творческий путь Николая Кулиша. Связь с театром Л. Курбаса


     
  • Жизненный и творческий путь Николая Кулиша. Связь с театром Л. Курбаса

    Цель:   раскрыть ученикам традиции, которые унаследовал украинский профессиональный театр в XX ст. от классического, роль Леся Курбаса в его создании, ознакомить с творческой биографией Николая Кулиша; развивать умение воспринимать на слух новую информацию, выделять главное, вести конспект; воспитывать у учеников любовь и уважение к украинским художникам.

    Тип урока:     изучение нового материала.

    Оборудование: портреты Леся Курбаса, Николая Кулиша, таблица «Тематика произведений Н. Кулиша».

    Ход урока.

    І. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

    ІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    1. Вступительное слово учителя.

    Театр во все времена был для культурных народов большой ценностью, который имел необыкновенное моральное, культурное и общественное значения как школа, который непосредственно давал массам все то, что приобрели жизни, наука и знания. Чем светлее времена, чем больше разгон и расцвет национальной жизни, тем более появляется материала для драматического творчества, которое становится наивернейшим зеркалом ощущений, идей и борьбы, которыми гражданство в определенное время жило. Нам, зрителям начала XXI столетия, даже и в голову не приходит задуматься над тем, какой трудный, нередко тернистый путь прошел украинский профессиональный театр.

    В начале 20-х гг. ХХ ст. действовало 74 профессиональные театра, многочисленные самодеятельные театры на периферии и передвижные рабоче-крестьянские театры, которые специализировались на агитках, прославляя мессианизм пролетариата. В Киеве в 1918 г. функционировали Государственный драматический театр, возглавляемый Александром Загаровым, Государственный народный театр под руководством Афанасия Саксаганского и «Молодой театр» Леся Курбаса. В 1919-1920 гг. в Галиции и на Буковине действовали «Новый Львовский театр», Черновицкий театр и Государственный театр ЗУНР. В 1919 г. организовался Государственный театр имени Т. Шевченко в Екатеринославе, в 1920 г. - в Виннице имени И. Франко (руководитель Игнат Юра). В 1922 г. управляемый Лесем Курбасом Киевский драматический театр переименован в «Березиль», в 1926 г. его перевели в Харьков, тогдашнюю столицу Украины. Родившись и получив расцвет на волне национального возрождения, театр взял себе название «Березиль» - т.е. март, первый месяц весны, став «настоящей весной украинского театра». «Березиль» собственно был и театром, и художественной лабораторией, учреждением, которое проводило значительную культурно-общественную работу, организовав творческие мастерские на периферии (Борисполь, Белая церковь) и в Киеве, где проводилась подготовка режиссеров, актеров, драматургов, критиков, работников театра.

    2. Работа в тетрадях.

    Составить короткий конспект по выступлениям учеников.

    Ученик 1. Лесь Курбас – необычная личность.

    Родился 25 февраля 1887 г. в городе Самбор (теперь Львовской области) в семье актеров галичского театра Степана и Ванды Курбасов (на сцене Янович). Отец его, хотя и был странствующим украинским актером, тем не менее, и в бедности своей стремился дать Александру хорошее образование.

    Учился в Тернопольской гимназии, в Венском и Львовском университетах. Поэтому вполне естественно, что Лесь вобрал в себя все то, что могла дать ему европейская культура. Уже тогда Курбас мечтал работать на Наднепрянской Украине, где существовал сильный демократический театр Садовского (Киев) и где рядом была высокая театральная культура. В 1916 г. его мечта осуществилась, он поступает в этот театр. Актерское творчество Курбаса в театре Николая Садовского обещало развиться, но произошло так, что он принес свой актерский талант в жертву режиссерскому. Главное внимание и энергия молодого художника были направлены на организацию студии молодых актеров, из которой вырос со временем Молодой театр.

    Название «Молодой театр» появилось уже летом 1917 г. Молодой театр - это театр поисков новых форм воплощения современной и классической драматургии. С этого театра взяли начало несколько украинских театров. Летом 1920 г. Лесь Курбас собрал своих лучших актеров, кто добровольно присоединился из Киевского театра им. Т. Шевченко, и под названием «Кийдрамте» (Киевский драматический театр) труппа начала свое турне городами Киевщины. Сначала осели в Белой церкви, потом в Умани.

    Ученик 2. Лесь Курбас и «березильцы».

    Лесь Курбас был основателем сначала политического (1922- 1926), а потом и философского (1926-1933) театра в Украине. В спектаклях своего философского театра «Березиль» (Харьков) Л. Курбас рисует вселенную, где главным становится особое доверие к жизни человека во всех ее разногласиях. Благодаря гению Лесю Курбасу, который соединил в себе таланты режиссера, актера, драматурга и переводчика мировой литературы, были по-новому осмыслены на украинской сцене произведения Вильяма Шекспира, Генриха Ибсена, Герхарта Гауптмана, Фридриха Шиллера и Мольера, осуществлены постановки неизвестных до этого украинскому зрителю пьес европейских драматургов.

    Лесь Курбас и «березильцы» нашли своего драматурга, пьесы которого были созвучны их эстетичным основам. Таким драматургом стал Николай Кулиш. Первой его пьесой, которая увидела свет рампы на сцене театра «Березиль», стала «Коммуна в степях» (Киев). Творческое сотрудничество продолжилось и в Харькове.

    Кульминация достижений Курбаса связана с драматургом Николаем Кулишом (1892-1937) и художником Вадимом Меллером (1884-1962).

    В Киеве «Березиль» имел под своим крылом текучие полуавтономные единицы. В Харькове все было под одной крышей и под одним проводом - Курбасовым. В театре действовал мюзик-холл (спектакли «Шпана», «Алла на волне», «Четыре Чемберлена»), агитпроп. Была подготовлена серия «Костюмированные истории» (спектакли « Жакерия», «Савва Чалый», «Король забавляется», «Заговор Фиеско»).

    Пьесы Н. Кулиша «Народный Малахий», «Мина Мазайло», к сожалению, не нашли понимания у критики. Против Леся Курбаса были выдвинуты обвинения в «пасмурности», искривлении оптимистичной советской действительности. Многое из творческих поисков Курбаса не понималось широкими массами зрителей. Это касается и его спектакля «Маклена Граса», который достигает настоящей философской глубины. Но несмотря на неблагоприятную для творчества атмосферу непонимания, недоброжелательности, Лесь Курбас не падал духом, он до последней возможности вел борьбу с распространенными в то время тенденциями упрощенчества, вульгаризации искусства. Оппоненты же наименьшую неудачу Л. Курбаса всегда расценивали как полнейший провал театра.

    Ученик 3. Лесь Курбас - «проводник» украинского национализма.

    Возможно, именно потому, что режиссер не отступил, не уступил своими убеждениями, его оговорили, сняли с должности руководителя «Березиля» и арестовали в Москве, где он несколько месяцев работал у Соломона Михайловича Михоелса в Московском государственном еврейском театре на Малой Бронной. Его выслали на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежью Гору, потом отправили на Соловки. В 1937 г. после повторного суда его расстреляли в урочище Сандор-Мхи, а в 1957 г. посмертно реабилитировали. 21 декабря 1991 г. Кабинет Министров Украины постановлением № 367 отменил постановление Рады Народных Комиссаров УССР от 17 декабря 1933 г. «О лишении Л. Курбаса звания народного артиста УССР».

    3. Комментарий учителя.

    Человека казнили в системе ГУЛАГа по сфальсифицированному от начала и до конца делу. Сегодня Украине возвращается честное имя талантливого режиссера, основателя украинского профессионального театра Леся Курбаса. Нынешние коллеги, общественность Украины оказывает содействие тому. В 1989 г. на фасаде Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т. Г. Шевченко была установлена мемориальная доска в память о Лесе Курбасе, а «Малая сцена» театра снова получила название «Березиль».

    В феврале 1994 г. на Харьковщине состоялся театральный праздник-фестиваль «Интер-Березиль», на котором присутствовали представители Германии, Испании, Венгрии, Австрии, Франции, стран Прибалтики, России, Польши, Израиля. С творческого объединения «Березиль» ведет начало театральная библиотека, театральный музей и первый театральный журнал. К экспериментальным поискам Леся Курбаса, которого репрессировали во времена сталинизма, и до сих пор обращаются современные художники. В наше время в Киеве проходит международный театральный фестиваль «Художественный Березиль», посвященный памяти Леся Курбаса.

    Делом всей своей жизни считал Лесь Курбас театр. Наши современные театры, которые увенчали себя мировой славой, - это Киевские театры имени Ивана Франко и Леси Украинки, Львовский театр имени Марии Заньковецкой, Закарпатский областной музыкально-драматический театр и ряд других театров страны с достоинством продолжают дело, начатое Лесем Курбасом на заре ХХ ст.

    4.         Вступительное слово учителя о Н. Кулише — драматурга с мировой славой.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Жизненный и творческий путь Николая Кулиша. Связь с театром Л. Курбаса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.