Значение образа Наташи Ростовой в романе «Война и Мир»

  

Наташа появляется в романе 13-летней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая... с... сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных "панталончиках и открытых башмачках...» Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову; ей чужды идеалы самоотречения. Главную роль для нее играют чувства. В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, ..нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ»; всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке.

Главное, что привлекает в Наташе, это , ее дар любви к людям, ее человечность. Из всего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Внутреннему настрою Наташи соответствует и ее речь; эмоциональная, ^интонационно богатая, часто дополняемая мимикой и жестами. Толстой замечает, что Наташа «не могла постигнуть возможность выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом». Одаренность и обаяние Наташи так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.

Слова Пьера: «Она не удостаивает быть умной» - могут быть объяснены отсутствием у Наташи широких умственных интересов, глубокого образования. Жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, - проницательны и разумны. Используя слова Толстого из письма к Фету, можно сказать, что она была наделена «умом сердца». Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Так она поняла духовную красоту княжны Марьи; и полюбила ее, несмотря на различие их натур. В преуспевающем Борисе Друбецком она разглядела тщеславного карьериста, а в Берге - его фальшивый патриотизм.

Наташа способна к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей. Только материнское чутье графини говорило, «что чего-то слишком много в Наташе "и что от этого она не будет счастлива». Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни Наташи, единственным ее интересом. Проявление любви к ней, с чьей бы стороны оно ни исходило - от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера или Анатоля,- волновало ее и вызывало в ней ответный отклик. В своем страстном стремлении к любви она не выдерживает года разлуки с Андреем Болконским, трудностей во взаимоотношениях с его отцом, старым князем.

Встретившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, она поверила в его любовь, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой ее брата. Разрыв с Андреем Болконским, его ранение, а затем смерть вызвали в Наташе тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. Она предалась отчаянию, скорби, тяжело заболела, ей казалось, что «жизнь ее кончена». Внутреннее состояние своей героини Толстой раскрывает в описании ее внешнего облика. «... В черном шерстяном платье, с небрежно связанною пучком косой, худая и бледная Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери». «Упорным неподвижным взглядом» смотрела она в недавнее прошлое и «переживала теперь все то, что она чувствовала тогда». Только новая рана - известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, - вернули Наташу к жизни. «...Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. !В эпилоге романа она - жена Пьера, мать четверых детей. Она утратила девичье очарование. «Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному... Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших   Наташи,   и   повторяла,   что   она   всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью...»

Натура Наташи не изменилась. Любовь но-прежнему составляла для нее смысл жизни, она всю себя отдает интересам семьи. В 60-е годы, когда создавался роман «Война и мир», русское общество горячо обсуждало вопросы о роли женщины в общественной жизни, об ее эмансипации и уравнении в правах с мужчиной. Толстому были дороги в женщине прежде всего чувства жены и матери.

Свое отношение к вопросу о роли женщины в обществе он выразил в послесловии к рассказу А. П. Чехова «Душечка», который поместил в 900-х годах в сборник произведений для народа. Высоко оценивая способность героини рассказа любить, Л. Н. Толстой писал: «Какое удивительное недоразумение весь так называемый женский вопрос... идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал мужчины... А между тем к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения...» Образ Наташи Ростовой выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: