«Золотой век» древнеримской литературы

  

«Золотым веком» древнеримской литературы принято называть I в. до н. э.

К этому времени относятся высшие достижения в области поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Цицерон, Юлий Цезарь), формирование «золотой латыни». Поэзия. Неотерики (от лат. юношеский, молодой) — наиболее заметная поэтическая группа во главе с Гаем Валерием Катуллом. Неотерики, с подозрением относясь к установлению единоличной власти Юлия Цезаря, ушли в сферу интимных чувств. От больших эпических жанров они перешли к малым формам поэзии — эпиллиям (малым эпическим поэмам), элегиям, эпиграммам. Катулл (ок.

87 — 54 до н. э). Сохранился сборник Катулла из I 16 стихотворений, где он предстает прежде всего как лирик, поспевающий свою возлюбленную Клодию под именем Лесбия, напоминающим о Сапфо: Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша.

Перевод А. Фета Стихи о Лесбии рассказывают обо всех перипетиях любовного чувства поэта, о сближении и размолвках влюбленных. Но в своих эпиграммах, направленных против Юлия Цезаря и его сторонников, Катулл может проявить высокую гражданственность, быть до неприличия резким (он использует прием инвективы — лат. «бранная речь»). Лукреций. К этому же периоду относится философская поэма Тита Лукреция Кара (ок. 94 — 55 до н.

э.) «О природе вещей», в которой излагается материалистическая философия греческого мыслителя Эпикура (IV—III вв. до н.

э.). Лукреций уверен, что знание природы вещей избавляет человека от суеверий и страха смерти. Поэтому он в первых двух книгах поэмы излагает учение об атомах, из которых состоит мир, по представлениям Демокрита и Эпикура, а дальше подробно повествует об астрономии, геологии, истории человеческой культуры.

Лукреций выделяет в ней каменный, бронзовый, железный века, что подтвердили археологи XIX в., взяв у поэта эти названия для научного обозначения вех развития человечества. Поэма написана гекзаметром, что сближает ее с поэмами Гесиода, но по сравнению с ними она демонстрирует огромный прогресс в человеческих знаниях.

Вергилий. Высшим достижением в области поэзии в «век Августа» (вторая половина I в. до д.

э.) стало творчество Публия Вергилия Марона (70—19 до н. э. ). Сборник «Буколики» включает эклоги — пастушеские стихотворения, состоящие из диалогов пастухов, изложенных гекзаметром.

«Буколики» Вергилия написаны под влиянием древнегреческого поэта создателя этого жанра. Особо значимой позже оказалась 4-я эклога, которая в Средние века рассматривалась как предсказание пришествия Иисуса Христа. Поэтому Вергилия считали одним из предтеч Христа (вот почему в «Божественной комедии» Данте Вергилий сопровождает поэта в его путешествии не только по Аду, но и по Чистилищу и расстается с ним в земном раю). «Буколики» принесли Вергилию известность.

Он стал главой литературного кружка, которому покровительствовал Меценат — знатный и богатый сторонник Октавиана — будущего императора Августа. «Георгики» — дидактическая поэма о труде земледельца, написанная в 30-е годы до н.

э. По своему характеру и форме (использование гекзаметра и т. д.) она напоминает «Труды и дни» Гесиода.

Идеал Вергилия, воплощенный в поэме, патриархален, связан с сельской, а не городской жизнью. «Энеида» — величайшее произведение Вергилия и, в известном смысле, всей римской литературы.

Она писалась в течение ряда лет и была закончена поэтом в год его смерти. Взяв за образец «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Вергилий в качестве героя выбирает не одного из греков, а их противника — троянца Энея. После разгрома Трои он, подобно Одиссею, совершает путешествие и находит приют в Италии. Использование этого мифа имело политический характер: император Август выводил свой род от сына Энея Иула. При всем сходстве с гомеровским эпосом «Энеида» — авторское произведение, что отражается в композиции (расчетливое введение вставных эпиллиев, своего рода стихотворных новелл), в отработанности гекзаметра, появлении психологической мотивировки поведения героев (особенно в описании любви к Энею и гибели Дидоны, карфагенской царицы).

На протяжении столетий «Энеида» была образцом для подражания в области эпической поэзии. Гораций. В кружок, покровительствуемый Меценатом, входил и другой великий поэт Древнего Рима — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н.

э.). Впервые Гораций обратил на себя внимание эподами, созданными в подражание Архилоху. Эпод — произведение, написанное в перемежающемся ритме (например, с чередованием дактилических и ямбических диметров). У Горация это стихи, посвященные современности, в которых можно встретить как восхваление (Мецената, Августа), так и резкую критику (например, вольноотпущенников, проникших во власть благодаря хитрости). За сборником из 17 эподов последовало две книги сатир, написанных гекзаметром.

В сатирах не только критикуются различные пороки, поразившие римское общество: жадность и зависть, мотовство и властолюбие, но и утверждается авторский идеал: уход в частную жизнь, общение с природой, которое нельзя найти в городе, патриархальный уклад. В 23 — 13 гг.

до н. э. выходят четыре книги «Од» Горация. В последней книге, повинуясь императору Августу, поэт воспел подвиги 56его пасынков — Тиберия и Друза. В одах использовано 12 размеров, заимствованных поэтом у Алкея, Сапфо, Анакреонта и других древнегреческих лириков.

Оды построены как обращение — к человеку, Музе, какому-либо предмету. Они принесли Горацию наибольшую славу в веках, особенно 30-я ода из 3-й книги — «К Мельпомене». Уже Овидий в финале «Метаморфоз» излагает те же мысли очень близко к тексту Горация. Первые слова этой оды («Ехе§г топитепЦит)» — «Я памятник воздвиг») Пушкин избрал эпиграфом к своему «Памятнику». Напомним, что источником для Горация была элегия Феогнида, адресованная Кирну, но есть и более древний прообраз этой оды — древнеегипетское стихотворение «Похвала писцам», откуда к Горацию пришел образ пирамид: творчество сохраняет память о поэте крепче пирамид.

Из посланий Горация, написанных гекзаметром, особенно важно последнее — «Послание к Пизонам», иначе называемое «Об искусстве поэзии», где изложена нормативная поэтика Горация, сыгравшая значительную роль при разработке поэтики классицизма. Гораций требует соблюдать единство формы и содержания, простоту и цельность избранного стиля, который нельзя смешивать с другими стилями, предъявляет к поэту требование высокого профессионализма. Овидий. Публий Овидий Назон (ок.

43 до н. э. — 18 н. э.) прославился своим сборником «Любовные элегии», где подражал римским поэтам Катуллу, Тибуллу, Проперцию и др. Героиня элегий, названная Коринной по имени древнегреческой поэтессы, побеждавшей на поэтических состязаниях самого Пиндара, чьей наставницей она была, отличается от Лесбии Катулла полным отсутствием индивидуальных черт.

С присущим ему поэтическим блеском, но холодно и подчас иронично Овидий описывает «науку страсти нежной». Он продолжил эту тему в пародийно-дидактических поэмах «Наука любви» и «Лекарство от любви». Совершенно иным, искренним тоном отмечены последние произведения Овидия, написанные в ссылке, куда его отправил император Август, — «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Самое выдающееся произведение Овидия— поэма в 15 книгах «Метаморфозы». Овидий избрал мотив превращений, который он проследил в мифах о богах и героях — от возникновения космоса из хаоса до превращения Юлия Цезаря в звезду, — основываясь на идущем от Пифагора представлении о переселении душ — метемпсихозе. Песни поэмы, излагающие мифы о превращениях Нарцисса в цветок, статуи Пигмалиона Галатеи в живую женщину и т.

д., стали источником для вдохновения многих писателей, художников, композиторов последующих эпох. Овидий, вычленивший из мифов идею изменчивости, как бы предсказал наступление новой — переходной — фазы в развитии культуры, отмеченной утратой стабильности как в реальности, так и в ощущениях людей.

Проза. Юлий Цезарь. Гай Юлий Цезарь (102 или 100 —44до н.

э.) — выдающийся политический деятель и полководец Древнего Рима, первым получивший от сената титул императора, один из основоположников латинского литературного прозаического языка. Его «Записки о Галльской войне» (52/51 гг. до н. э. ) и «Записки о гражданской войне» (44 г. до н.

э.) — замечательные памятники простого и благородного литературного стиля. Его трагедия «Эдип» и ряд других произведений (памфлеты, поэма «Путь», письма, речи, афоризмы, трактат «Об аналогии», посвященный Цицерону», и др.) до нас не дошли. Цицерон. Марк Туллий Цицерон (106 —43 до н.

э.) — величайший оратор древности. До нас дошли 58 речей Цицерона (и отрывки из еще 17 речей), трактаты и диалоги философского, дидактического, политического содержания, около 900 писем. Особое значение имеют его работы по ораторскому искусству, где систематически изложены основы риторики.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: