10 класс. «Красота – в мир открытое окно…». Пейзажная лирика Станислава Репейника

  

Не менее ценной в художественном плане является пейзажная лирика С. Репейника. Во многих краях и землях пришлось побывать поэту, та природа родного края для него всегда милейшая. И для передачи самых тонких ее ароматов, незаметных порывов, изменений светов-теней, цветов, состояний автор использует разнообразие словесных красок.

С. Репейник умело пользуется языковыми сокровищами, о чем свидетельствует богатая лексика его поэзий. Синтаксические и стилистические конструкции, вариации форм, образность, метафористичность его произведений, особенно пейзажной лирики, привлекают самого требовательного читателя. Трепетно и проникновенно он изображает природу родного села, Черниговского края, Украины, так как считает большим счастьем «жить на земле, своей земле, которая тоскует так по нам...».

Уместным будет здесь вспомнить эпизод из его автобиографии: «Как-то я целый месяц путешествовал по Европе: Афины, Валенсия, Марсель, Ницца, Рим. Замечательные города и места. Но почти всюду я вспоминал свою Макеевку, сравнивал все с ней. И вот - Черное море. Позади Босфор. Диктор объявляет: «Господа! Мы в водах нашей страны». Не знаю, что со мной произошло, но задрожали плечи, открылись глаза, и я разрыдался. Как ребенок... А перед зрением моим явились родной Перевод, наши берега, степные могилы, отец и мама, земляки...».

Картины родной природы, пейзажные зарисовки составляют цикл произведений о неповторимой красоте родного края. Природа, изображенная в разных состояниях, словно барометр, передает состояние души лирического героя или служит фоном или мостиком для перехода к сложным проблемам человеческого бытия. В обоих случаях автор не отделяет человека - высочайшее творение природы - от его праматери, и сам часто душой растворяется в ней:

Моя душа, будто летний сад, Плодами пахнет, солнечным настоем...

Описанием волшебной картины украинской природы весной С. Репейник начинает свой венок сонетов «Весна»:

Пора прозрения, буйного расцвета, Рождение взволнованных ручьев...

Фантастическими кажутся его «Небесные узоры» благодаря богатому воображению автора. В стихе «Апрель» природа служит основным фактором изменений, которые происходят в душе лирического героя. Этим и другим произведениям о природе присуща яркая, сочная колористика. Чтобы достичь неповторимости, автор удачно объединяет традиционные приемы с новаторскими, что позволяет ему проявить свое творческое «Я» в полной мере.

 Черешни в росе

 Лучи, Ступая мягко, Будто тигры, Стоя подолгу На одной ноге, Трогают полные, дозрелые, тяжелые  черешен в сизой росе. От вежливых прикосновений Блекнут ягоды, Теряют краски, Чистую наивность.

  •  И щечек румянь
  • Морщины затягивают,
  • Скомкавшись неторопливо
  • В горбинки неровные...
  • Чахнут черешни
  • И росы тревожные.
  • А солнце блестит,
  • Как между волнами рыба...
  • Не знает,
  • Прославленное и обоготворенное,
  • Что иногда
  • Ласка его
  • Не нужна.

 Убегала осень, Расстегнутая, босая. Убегала осень, Мир за глаза бежала. Растеряла Свое золотое приданое, Убегала осень, Оробелая, белая. Седой сиверко За ней гнался, Холодом дышал, Дышал злостью... Пыль снежную выше осыпал, Казалось, Из подтуч

  • Потоки льются.
  • Потоки свежие
  • Мягкой муки,
  • Чистые струи
  • В кадке долин
  • Поснули борозды,
  • На пожелтелые
  • Курай и полынь.
  • Будет
  • Зиме - свекрови развлечение.
  • Сыпься, мука!
  • Сыпься еще!
  • Нам к столу
  • Рыхлых, полновесных
  • Заносов-Буханок зима напечет.

 Бродит березиль в березе... Непостижимый бунт берез! Раззвенелась береста, Как бурун сохранился. Бьют в бубен - снег булавками Блески! Брызги борьбы!

 Вопросы и задачи к стихам. «Черешни в росе», «Убегала осень...», «Бродит березиль в березе...».

  • 1.  Прочитайте стихи. Какое общее впечатление они оказали на вас?
  • 2.  Являются ли представленные поэзии образцами авторского экспериментирования с художественной формой? Ответ обоснуйте.
  • 3.  Определите особенности художественной формы стиха «Черешни в росе».
  • 4.  Какой художественный прием положен в основу поэзии «Бродит березиль...»?
  • 5.  В чем вы видите оригинальность композиции стиха «Убегала осень»?
  • 6.  Какую роль в стихах играет метафора? Приведите метафоры, которые метко передают красоту природы.
  • 7.  Определите стихотворный размер поэзии «Убегала осень». Какую роль сыграют формосоздающие средства в передаче главной мысли произведения?
  • 8.  Выучите наизусть стих, который больше всего пришелся вам по душе.
Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник