5 класс. Тема: «Жизни моей орбита…». «Память детства»

  

«Память детства» (триптих) - стих из цикла «Жизни моей орбита...» уже своим прозрачным названием готовит читателя к авторским воспоминаниям о наилучшей поре в жизни человека. Эти воспоминания голубые и розовые, солнечные, вместе с тем с привкусом легкой грусти, так как цену детства знает только взрослый, опытный человек, который, сравнивая свои прожитые лета, преисполненные радости и грусти, четко сознает простую житейскую истину - детство время наиболее дорогое и, к сожалению, возврата туда нет.

Детство же автора, холодное и голодное, пришлось на трудные послевоенные годы, когда дети быстро росли, помогали родителям и дома, и в поле, приобщались к нелегкой работе на земле. Казалось бы, не за чем грустить. Чего же он грустит? Ответ простой. Детство - страна особая, где окружающий мир существует в твоем воображении в надреальних измерениях. Там исчезает граница между снами, мечтаниями, мечтами и повседневными житейскими хлопотами, неотложными будничными делами. В этой стране каждый день оживает сказка, неудержимо бурлит детская фантазия, вокруг все такое загадочное, преисполненное обворожительности, таинственности. А еще - тепло и уютно от родительской любви и забот о тебе. Там в окружении родственных оберегов ты чувствуешь себя в самом деле счастливым, и впереди - большая жизнь!

К теме детства Василий Будничный обращается в произведениях «Вечер память мою колыхает...», «Широкой дорогой мимо дома в селе...». Перед читателем возникают образы отца («Памяти отца», «Отцовская песня чаина», «Плотник»), матери, которой поэт почтительно признательный за тепло, любовь, терпение и которую сравнивает с «восходом солнца», так как от матери, как от солнца, жизнь рождается. И каждый раз, когда автор начинает шевелить «ароматное сено лет» своих, память переносит его в «белокурый дом край села» близ Десны, в родной Смолин...

Среди всех поэзий наиболее тематически выдержанным является стих «Память детства», который состоит из трех частей (триптих), первая и третья из которых являются своеобразным композиционным обрамлением - экспозицией и эпилогом. Собственно воспоминания представлены во второй части произведения.

 Память поэта выхватывает из прошлого отдельные, милые сердцу картины. В какой-либо момент автор-рассказчик ощущает пробуждение в себе того мальчишки, которым он был в далеком детстве, ведет с ним разговор, но вопросы его остаются без ответа. Они являются риторическими в сущности, так как обращены к самому себе, теперь уже взрослому, которому захотелось «блуждать окольными путями, колоть босоногую душу об стерню немилосердную скошенных давно лет». Или не потому, что Василий Будничный сумел с годами сохранить в себе то чистое детство, которое проявляется во влюбленности во все живое, искренности, откровенности, хрупкости «босоногой души», открытой людям и миру. Эти нерастраченные добродетели являются бесценным достоянием детства, к которому он мысленно возвращается. Зачем? Чтобы припасть к целебному источнику, укрепиться духом, найти утерянное в жизненных странствованиях. Аж вот и подтверждение: мальчик Василий влюблен в родную природу («каждую ласкаешь ты травинку»), он помогает родителям, мечтательный, интересный к «чудным небылицам» с богатым естественным воображением, романтическим мироощущением. Для него все вокруг имеет такой необыкновенный, фантастический вид, как это может быть только в детстве («туман, как белая туча», «земля, как светлое небо», сквозь которые «мчатся со свистом и с песнями Всадники, будто божья рать...»).

Третья часть является будто итогом авторских блужданий дорогами памяти. Поэт-Рассказчик радушно констатирует: память детства живая («очертания села туманные, Будто положенные под стекло...»). «Дом с завалинкой, полы Висят звездами вверху» - освещают жизненные дороги, предоставляют силы и воодушевления.

Поэзию «Память детства» украшают изобразительно-выразительные средства, использование которых оказывает содействие созданию особой тональности чувств и переживаний поэта-рассказчика. Это традиционные эпитеты («белокурый дом», «босоногая душа», «луга звездные»), метафоры («душа замрет на вираже», «дом с завалинкой, полы висят звездами вверху»), сравнения («всадники, будто божья рать...»), синтаксические средства (анафора, обращение, прямая речь, именительные предложения и т.п.).

Память детства (Триптих)

  • И Уже и в снах на порох стлело, Между забвением где-то на границе, И иногда так наболело Душа замрет на вираже,
  • И оживет в моем воображении Белокурый дом край села В венке соломенно-русом... Такой ты тогда была.
  • Над завалинкой - низенькие окна. В шибу гляну - камин, печь... Вот-вот будто маму позову... …И лишь соленые слезы из глаз...
    • ІІ Кто же это, кто? Эй, мальчишка! Ты, наверное, заблудился Среди множества бескрайних Перетоптанных дорог.
  • И блуждаешь окольными путями, Колешь босоногую душу Об стерню немилосердную Скошенных давно лет.
  • И чего тебе здесь надо, , Среди пространства под солнцем, Которое плещется в Десне?
  • Каждую ласкаешь ты травинку, Боярышник, паслины на зуб смакуешь, По озерцам в корзину ловишь линьков.
  • Лишь вечером к дому Крадучись приходишь.
    • —          Где же ты целый день пробегал?
      Да еще и просишься в ночное, -
    • —          Гей, по коням! К селу!
  • Сокрушают отец, сокрушают мамочка.
      • Ну а ты после ужина
      • И в самом деле с друзьями своими
      • Коней раевать ведешь.
      • Луга звездные, костер...
      • Ты с ровесниками в кругу...
      • И услышишь, и расскажешь
      • Чудных небылиц.
      • В пепле испекся картофель, поджаришь сало... Не придешь в себя - уже и утро:

А туман, как белая туча. А земля, как светлое небо. Мчатся со свистом и с песнями Всадники, будто божья рать...

    • Покатился отголосок К самому сердцу, Чуб русый развихрился. Мальчик, скажи же, где ты?

ІІІ

А это действительность, или заблуждение, Или со мной это было? Очертания села туманные, Будто положенные под стекло.

    • Выгон. Хутор. Пискуновка. Перепечи. Овчары. Дом с завалинкой.
    • И высокие, и недосягаемые, Но, слава Богу, есть! Что пришло в забвение - пропажа, А что в памяти - мое.

Вопросы и задачи.

1. Внимательно прочитайте стих.

2. Какой общей мыслью объединены части триптиха (с гр. - составленный втрое; композиция из трех самостоятельных художественных произведений одного автора, связанных общим идейным содержанием и мотивом)?

3. Каким возникает детство поэта-рассказчика в произведении?

4. Дайте характеристику мальчику.

5. Найдите в тексте второй части произведения изобразительно-выразительные средства языка и объясните их роль в создании художественных образов живой природы, человека.

6. Почему, по вашему мнению, автор обращается к теме детства?

7. Расскажите о своих приключениях во время летних каникул. Сравните свои впечатления от пребывания на лоне природы (на даче, в лесу, в селе) с описаниями-воспоминаниями автора-рассказчика.

8. Какие строки поэзии вам больше всего понравились и запомнились?

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник