9 класс Давняя украинская литература. Общая характеристика

  

Цель:         раскрыть состояние культуры и образования во времена монголо-татарского ига, показать сопротивление украинского народа против социальных, национальных притеснений; подчеркнуть роль Запорожской Сечи, братств в развитии образования Украины, развивать синтетическое мышление учеников, связную речь учеников; воспитывать интерес к культурному наследию народа, чувство гордости за его знаменитые достижения.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок-конференция.

Оборудование: иллюстрации к произведениям и репродукции картин о Запорожской Сечи украинских художников, портреты выдающихся исторических лиц, учебник, таблицы с названиями творческих групп учеников («историки», «педагоги», «культурологи», «искусствоведы», «литературоведы», «редактора»), компьютер.

Межпредметные связи: история Украины, музыка, изобразительное искусство, культура.

Ход урока.

І. Усвоение нового материала.

1.   Актуализация опорных знаний.

1)  Какие периоды в развитии украинской литературы вам известны?

2)  Какие периоды выучили? Назовите их временные границы.

3)  Назовите произведения, которые принадлежат к изученному периоду.

 

2. Объявление темы и цели урока (к мотивации привлекаются ученики).

3. Слово учителя.

Знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сориентироваться на следующих уроках, разобраться в сложных исторических предпосылках развития украинской литературы ХІ-ХVІІІ ст., изобразят эпоху, в которой жили и создавали И. Вишенский, К. Зиновьев, Ф. Прокопович, Г. Сковорода - выдающиеся мастера слова того периода.

 

4. Запись учениками темы урока.

Урок наш не похож на предыдущие. Это своеобразная научная конференция, на которой собрались ученые: культурологи, историки, искусствоведы, педагоги, литературоведы. Каждая из творческих групп готовила дома собственные исследовательские и информационные проекты. В процессе их подготовки использовались материалы, помещенные в учебнике, была обработана дополнительная литература.

Цель ваших выступлений: дать представления об Украине ХІ-ХVІІІ ст.

- Вспомните из уроков истории, что это был за время? Легким ли оно было для украинского народа?

В украинской народной песне поется:

Загрустила Украина, так как нечем прожить, Гей, вытоптала орда конями маленьких детей. Ой, маленьких вытоптала, больших забрала, Назад руки протянула, под хана послала.

Как свидетельствуют исторические факты, лишь в 1516 году было вывезено в Крым 100 тыс. пленников из Украины. О том, насколько тяжелым было положение украинского народа, расскажут юные историки.

Установка класса: внимательно слушать сообщение, представить, в каких условиях развивалась украинская культура, создавалась давняя литература, составить тезисы прослушанного, подготовить на их материале устные отклики.

4. Презентация учениками исследовательских и информационных проектов.

(Возможно использование программы Power Point, сопровождается демонстрацией подобранного иллюстративного материала с дополнениями учителя).

Историки останавливаются на таких основных вопросах:

  • монголо-татарское нашествие; 
  • завоевание Украины соседними государствами; 
  • Запорожская Сечь;
  • Освободительная война 1648-1654 гг.

Педагоги - «Уровень образования в Украине ХІ-ХVІІІ ст.».

(Внимание учеников в процессе подготовки должно быть сосредоточено на деятельности братств, образовании Киево-Могилянской академии).

Редакторы - «Украинские первопечатники».

Культурологи - «Развитие культуры».

Научные работники - «Развитие науки».

Искусствоведы - «Развитие искусства».

(Ученики обращают внимание на развитие музыкального, изобразительного искусства, архитектуры, демонстрируют репродукции картин, фотографии с изображением художников, сооружений и т.п.).

Литературоведы дают обзор устного народного творчества, литературного процесса ХІ-ХVІІІ ст.

 

II. Закрепление новых знаний.

1.  Дать устные отзывы на представленный материал.

2.  Ответы на вопросы.

 

  1. III.   Итог изученного на уроке. Оценивание работы (с элементами само- и взаимного оценивания).

IV.  Домашняя задача.

 

1.  Обработать материал учебника (начальный уровень - П).

2.  Дополнить тезисы, работа над которыми была начата в классе (средний - С).

3.  Письменный ответ на вопрос «Как исторические условия, в которых находился украинский народ, повлияли на развитие давней литературы? (Д, В).

4.  Индивидуальные сообщения об И. Вишенском.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: