Цель: раскрыть состояние культуры и образования во времена монголо-татарского ига, показать сопротивление украинского народа против социальных, национальных притеснений; подчеркнуть роль Запорожской Сечи, братств в развитии образования Украины, развивать синтетическое мышление учеников, связную речь учеников; воспитывать интерес к культурному наследию народа, чувство гордости за его знаменитые достижения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок-конференция.
Оборудование: иллюстрации к произведениям и репродукции картин о Запорожской Сечи украинских художников, портреты выдающихся исторических лиц, учебник, таблицы с названиями творческих групп учеников («историки», «педагоги», «культурологи», «искусствоведы», «литературоведы», «редактора»), компьютер.
Межпредметные связи: история Украины, музыка, изобразительное искусство, культура.
Ход урока.
І. Усвоение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.
1) Какие периоды в развитии украинской литературы вам известны?
2) Какие периоды выучили? Назовите их временные границы.
3) Назовите произведения, которые принадлежат к изученному периоду.
2. Объявление темы и цели урока (к мотивации привлекаются ученики).
3. Слово учителя.
Знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сориентироваться на следующих уроках, разобраться в сложных исторических предпосылках развития украинской литературы ХІ-ХVІІІ ст., изобразят эпоху, в которой жили и создавали И. Вишенский, К. Зиновьев, Ф. Прокопович, Г. Сковорода - выдающиеся мастера слова того периода.
4. Запись учениками темы урока.
Урок наш не похож на предыдущие. Это своеобразная научная конференция, на которой собрались ученые: культурологи, историки, искусствоведы, педагоги, литературоведы. Каждая из творческих групп готовила дома собственные исследовательские и информационные проекты. В процессе их подготовки использовались материалы, помещенные в учебнике, была обработана дополнительная литература.
Цель ваших выступлений: дать представления об Украине ХІ-ХVІІІ ст.
- Вспомните из уроков истории, что это был за время? Легким ли оно было для украинского народа?
В украинской народной песне поется:
Загрустила Украина, так как нечем прожить, Гей, вытоптала орда конями маленьких детей. Ой, маленьких вытоптала, больших забрала, Назад руки протянула, под хана послала.
Как свидетельствуют исторические факты, лишь в 1516 году было вывезено в Крым 100 тыс. пленников из Украины. О том, насколько тяжелым было положение украинского народа, расскажут юные историки.
Установка класса: внимательно слушать сообщение, представить, в каких условиях развивалась украинская культура, создавалась давняя литература, составить тезисы прослушанного, подготовить на их материале устные отклики.
4. Презентация учениками исследовательских и информационных проектов.
(Возможно использование программы Power Point, сопровождается демонстрацией подобранного иллюстративного материала с дополнениями учителя).
Историки останавливаются на таких основных вопросах:
- монголо-татарское нашествие;
- завоевание Украины соседними государствами;
- Запорожская Сечь;
- Освободительная война 1648-1654 гг.
Педагоги - «Уровень образования в Украине ХІ-ХVІІІ ст.».
(Внимание учеников в процессе подготовки должно быть сосредоточено на деятельности братств, образовании Киево-Могилянской академии).
Редакторы - «Украинские первопечатники».
Культурологи - «Развитие культуры».
Научные работники - «Развитие науки».
Искусствоведы - «Развитие искусства».
(Ученики обращают внимание на развитие музыкального, изобразительного искусства, архитектуры, демонстрируют репродукции картин, фотографии с изображением художников, сооружений и т.п.).
Литературоведы дают обзор устного народного творчества, литературного процесса ХІ-ХVІІІ ст.
II. Закрепление новых знаний.
1. Дать устные отзывы на представленный материал.
2. Ответы на вопросы.
- III. Итог изученного на уроке. Оценивание работы (с элементами само- и взаимного оценивания).
IV. Домашняя задача.
1. Обработать материал учебника (начальный уровень - П).
2. Дополнить тезисы, работа над которыми была начата в классе (средний - С).
3. Письменный ответ на вопрос «Как исторические условия, в которых находился украинский народ, повлияли на развитие давней литературы? (Д, В).
4. Индивидуальные сообщения об И. Вишенском.