В девятом классе начинает подробное изучение историко-литературного курса - от древнейших памяток до литературы ХХ столетия включительно. С духовно-эстетичным опытом украинского народа знакомит учеников раздел «Фольклор». Сказки, легенды, песни, обрядовая поэзия, загадки, пословицы, поговорки воплощают верования, идеалы, стремления, черты характера украинцев.
Отдельную тематическую группу составляют произведения о народных праздниках. Среди них найдем и те, что рассказывают о празднике времен язычества - Ивана Купала. Праздник связан с изменениями, которые происходят в природе во второй половине июня. Следует с учениками вспомнить все, что связано с этим праздником: песни, обряды. А главное - попробовать вообразить, в каком состоянии находится природа во время летнего солнцестояния и чем знаменита ночь с 6 на 7 июля. Уже после воспроизведения в памяти знаний о празднике Ивана Купала можно предложить ученикам прочитать поэзию Дмитрия Иванова «Купальская ночь». Заметим, нетрадиционную по тематике. В ней благодаря фантазии поэта оживает природа, начинают действовать чары. Тон всему задает Полесун - мифологический образ хозяина леса. Едва лишь он «огласив свистом лис» - «папоротника странная краса расцветшая», «и бросились в танец кусты», «и закружили цветы», «и целовались деревья...». Пробудились надежды к счастью у «трепетной» калины, которая «впервые близко так сошлась» с явором, а «в яру, спрятавшись за косами, Туман от ревности сыновей», так как выяснилось, что его любовь к калине была напрасной.
Кончилась ночь, «потух купальский в лесу танец», растаял туман, рассеялись чары... а с ними ушли в небытие надежды на счастье, на любовь калины, которая слезами встретила первые лучи солнца. Солнца, которое возвратилось в зиму. В поэзии отсутствуют художественные образы человека. Но чудесные события купальской ночи легко проектируются на жизнь людей. В «трепетной калине» мы угадываем девушку, которая много надежд возлагала на купальскую ночь, мечтала о любви. А в «тонкостанном яворе» узнаем парня, который не оправдал ее надежд. И кто в этой человеческой драме, представленный в аллегорической форме, виноват? Или неосуществимость наивных ожиданий на чары купальской ночи, или осознание напрасного ожидания счастья на земле, так как его, как того сказочного цвета папоротника, никогда не найти? В любом случае грустно от того, что поэтическая сказка заканчивается и начинается жизнь с ее будничной прозой.
Мастерское композиционное решение, яркие метафоры, динамика событий-картин купальской ночи в сюжетном стихе Дмитрия Иванова - во всем этом угадывается автор с присущим только ему умением ощущать и создавать красоту.
Купальская ночь
- Купальская ночь. Зажала тишина В горсти звуки лесные. Лишь Полесун
- сердито дышит, Кулак показывает сове:
- Она взлетала только что с дуба и деда ударила крылом. Напрягся неба звездный бубен, Наморщил пень старый лоб.
- Вот Полесун
- натужил рот Да и огласил свистом лис - и папоротника странная краса Расцветшая враз, в день рос.
- И бросились в танец Кусты,
- сбиваясь с ног, и закружили цветы, и пень подпрыгивал, как мог.
- Аж тарахтели у него ребра, и травы со смеха легли, и целовались деревья и нацеловаться не могли...
- А там,
- в самый раз над оврагом, Где хмель окутался, Калина трепетная и явор Впервые
- близко так сошлись.
- Взялись за руки и... молчали Под шепелявое леса пение. В яру, спрятавшись за косами, Туман от ревности сыновей.
- Он дослушался тишины ревностно, Он все молчание их слышал. Он знал:
- любовь его -
- напрасная, Но
- пока любил -
- то был.
- Теперь - конец.
- Он тихо таял,
- На листву свесив язык...
- Потух купальский леса танец,
- Уже и Полесун в чащах исчез.
- Сова агукнула в последний раз - Ей отсыпаться пора. …Над оврагом явор тонкостанный Калине слезы вытирал.
- 1981.
Вопросы и задачи.
1. Внимательно прочитайте стих.
2. Охарактеризуйте купальскую ночь, созданную фантазией Дмитрия Иванова.
3. Подумайте, насколько картина купальской ночи, изображенная поэтом, отвечает традиционным верованиям славян.
4. Какие ассоциации у вас вызывают образы калины и явора?
5. Какую композиционную роль играют последние две строки последней строфы поэзии?
6. С какой целью автор в отдельных случаях нарушает схему записи строфы (разрывает строки)?
7. Объясните значение строки: «пока любил - то был».
8. Напишите произведение-фантазию с ориентировочным началом: «Это было купальской ночью...».