А. Довженко «Очарованная Десна». Большой и волшебный мир детства в произведении

  

• Какая трагедия произошла в семье Довженко?

• Опишите пребывание Саши на сенокосе.

• Объясните, как эти слова характеризует дядю Самойла: «...орудовал косой, как добрый маляр кистью».

• О чем свидетельствует разговор учителя с Сашей? Объективную ли оценку дал учитель мальчику? Почему?

• Какие народные праздники, обычаи, обряды, приметы упоминаются в произведении? С какой целью?

V. Закрепление изученного материала.

Викторина «Знаешь ли ты героев произведения А. Довженко “Очарованная Десна»»?

1. Кого в произведении названо «большим косарем»? (Дядю Самойла).

2. Кто в произведении «прожил под солнцем круг ста лет, никогда не прячась в холодок»? (Дед Семен).

3. «С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, больших ученых или сеятелей, - он годился на все». О ком это сказано? (Отец Саши).

4. Кто сказал о Саше: «Не развитой!»? (Учитель Леонтий Сазонович Опанасенко).

5. «Сколько он земли выорал, сколько хлеба накосил! Как хорошо делал, какой был сильный и чистый!» - это характеристика ... (Отец Саши).

6. «Когда бы его пустить с косой просто, он обкосил бы весь земной шар». Так говорит А. Довженко о... (Дяде Самойле).

7. «Маленькой и прыткой» в произведении названа... (Баба Марусина).

8. Он «был очень похож на бога», любил «хорошую беседу и доброе слово» - это сказал автор о... Деде Семене).

9. «Без проклятий она не могла прожить и дня», но то «было творчество ее пылкой, темной... души». Кого так характеризует А. Довженко? (Бабу Марусину).

10. Кто в произведении пах землей и немного мельницей? Дед Семен).

11. Дед в произведении считался чернокнижником, так назвала... (Мать Саши).

12. У кого из героев произведения «кашель клекотал ... в груди, как лава в вулкане, долго и грозно...»? (дед Семен).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

VI. Итог урока.

Герои А. Довженко в «Очарованной Десне» являются воплощением талантливого и трудолюбивого украинского народа, его высокой морали, свободолюбия, чистой и красивой души. Моральная красота тружеников раскрывается в отношении их к родному краю. В произведении проходит тема единения человека с волшебной природой. Буйные овощи за сельским плетнем, темные чащи табака и смородины, звон косы, шелест волн - все звенит музыкой, все поет, радуясь жизни. Особое влияние на автора и на читателей имеет красота реки Десны. Она была для художника и героев произведения животворной силой, которая наделяла всех добротой, искренностью и любовью.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача.

Составить план произведения, подобрать материал для характеристики образа Саши.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: