Анализ драмы Леонова “Нашествие” об Отечественной войне

  

Пьеса Л. Леонова "Нашествие" явилась, быть может, самым значительным драматургическим произведением периода Великой Отечественной войны. Более тонко и точно, чем другие авторы, Леонов использует средства психологического анализа поведения своих героев в трагических обстоятельствах фашистской оккупации. Есть в пьесе и характеры вполне прямолинейные, положительные, однокрасочные - это командир партизанского отряда Колесников, старики Талановы. Но основное внимание драматурга занимают все же не они. Наиболее интересна здесь судьба главного героя - Федора Таланова, прошедшего в условиях войны сложный путь к подвигу. Поначалу герой выглядит озлобленным, над ним тяготеет груз прошлой вины, но постепенно он преодолевает недоверие к людям. В трагических обстоятельствах его духовное взросление стремительно ускоряется, герой обретает веру в людей и в свою Родину.

Противостоящие советским людям враги - гитлеровские офицеры и их добровольные прислужники из "бывших русских" - обрисованы весьма схематично, остро сатирически. Другого, разумеется, и нельзя было требовать от драматурга, работавшего над пьесой, по сути, в самом начале войны. Поэтому бывший купец Фавнин, ставший при фашистах бургомистром города, сын околоточного надзирателя Кокорывкин, комендант города Виббель, гестаповец Впурре и им подобные должны были вызывать и вызывали презрение и ненависть в сердцах зрителей. Страстный призыв к возмездию был важной, неотъемлемой частью литературы военного времени.

Создание образа коллективного героя, собирательного портрета воюющего народа тоже было требованием к авторам пьес о войне. Задачу эту пытались решить многие драматурги, в том числе Ю. Чепурин ("Сталинградцы", 1943), А. Крон ("Офицер флота", 1943), Б. Лавренев ("За тех, кто в море!", 1945). Безусловно, эти произведения не претендовали на художественное совершенство и серьезное, философское осмысление событий; драматурги, каждый в силу своих возможностей, выполняли свой долг вместе с воевавшим народом.

После победно завершенной войны, после всех жестокостей, страданий, лишений, потерь военных лет зрители искали в театре прежде всего отдохновения от военной трагедии, от послевоенных тягот быта и бытия, ждали праздника. И театр по мере сил и возможностей старался не обмануть зрительских ожиданий. Так появились знаменитые московские спектакли первых послевоенных лет, имевшие оглушительный успех у публики, - "Учитель танцев" Лoпe де Вега в постановке И. Канцеля и "Мадемуазель Нитуш" Эрве  режиссера Р. Симонова. По сценам столицы, а вскоре и всей страны засверкали бутафорские шпаги и замелькали нарядные плащи, "крылатые герои великолепных авантюр". Советская драматургия быстро реабилитировала жанр водевиля и веселой комедии.  Редко кому из драматургов в те послевоенные годы удавалось вырваться за рамки "бесконфликтности", но тем более ценными были нечастые удачи на драматургическом поприще - "Золотая  карета" Л.Леонова, "Старые друзья" Л. Малюгина, "Годы странствий" А. Арбузова, "Гости" Л. Зорина.

Трагический опыт войны сохранял свою значимость для фронтового поколения и тогда, когда речь шла о ценностях, которыми надлежит руководствоваться в мирное время. Об этом говорится в пьесе Л. Леонова "Золотая карета" (первый вариант - 1946, второй вариант - 1955, третий - 1964, первая постановка на сцене - 1957). Перед нами пьеса-размышление о выборе жизненного пути и необратимости этого выбора. "Я пытался выразить, - писал автор, - некоторые мысли о долге, чести, о легких и трудных путях в жизни, о счастье, добытом ценой усилий, жертв, лишений".

Драма Леонова оказала серьезное влияние на формирование характерного для 1960-х годов нравственного, этического конфликта в драматургии. Автор строит драматическую ситуацию в "Золотой карете" как столкновение противоположных мировоззрений главных героев. Символ благополучия отца и сына Кареевых - "золотая карета", а на долю полковника Березкина, Тимоши Непряхина, Марии Сергеевны Щелкановой остается только "черный хлеб счастья". На страницах пьесы Марька Щелканова, как некогда ее мать, должна сделать трудный выбор: или преуспевающий владелец "золотой кареты" Юлий Кареев, или слепой Тимоша, давно и преданно в нее влюбленный. Героине драмы этот выбор дается непросто: ее манит уютное житейское благополучие, но и не дают покоя воспоминания о суровом и доблестном военном прошлом.

Пьеса Леонова внешне выглядит статичной, малособытийной, но она психологически насыщенна, напряженна. Характерной особенностью леоновского стиля является то, что конкретная художественная деталь иногда вырастает до размеров и значения символа и выводит драму подчас на философский уровень. Хотя в общем художественном строе пьесы явно преобладает драматическое напряжение, Леонов не избегает комических и даже сатирических интонаций. В диалогах и авторских ремарках, используя как изобразительные, так и интонационные возможности слова, он стремится не только дать представление о предметном мире, окружавшем героев, и раскрыть характеры во всей жизненной достоверности, но и донести до читателя собственную авторскую позицию.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: