Антикрепостническая направленность повести М. Вовчка «Институтка»

  

Школьное сочинение по мотивам повести «Институтка». В годы крепостнического гнета начала свою литературную деятельность Мария Александровна Вилинская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчок. Это выдающаяся писательница второй половины XIX столетие, которую И. Я. Франко назвал борцом за волю и человеческие права трудового народа. Марко Вовчок глубоко выучила жизнь закрепощенного люда, его устное народное Творчество. Шевченковский «Кобзарь», «Записки охотника» Тургеневы, «Мертвые души» Гоголя были основными источниками творчества молодой писательницы. Они выработали у нее убеждение, Что неволя - это рабство, с которым нужно бороться. Тяжело живется крепостным и на Украине, и в России. Вот почему Марко Вовчок и начала свое творчество антикрепостническими рассказами и повестями. Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы поднять в своих произведениях основные вопросы борьбы с крепостничеством. Т. Г. Шевченко назвал писательницу «ясной звездой» в литературе, «обличителем жестоких людей несытых».

Тему тяжелой жизни женщины - крепостной развил в своем творчестве гениальный поэт Украины Т. Г. Шевченко. Марко Вовчок разработала эту тему в прозе и вывела в своих произведениях правдивые образа крепостных, которые мечтали о лучшей жизни, боролись против крепостников. К наилучшим произведениям, в которых писательница рассказывает о взаимоотношениях между крепостными и крепостниками, нужно отнести повесть «Институтка», которая принадлежит к «наилучшим жемчужинам украинской литературы». Эту повесть (первое название «Панночка») Марко Вовчок начала писать в Немирове в 1858 г., а закончила в 1859 г. Сначала была напечатанная на русском языке в переводе Тургенева в 1860 г. в журнале «Отечественные записки». На украинском языке повесть была напечатана в журнале «Основа» 1862 г. и посвященная Т. Г. Шевченко, чье влияние обозначилось на произведении.

В повести «Институтка» Марко Вовчок показывает тяжелую жизнь крепостных и нарастание народного гнева, стихийного протеста против крепостников. Крепостные потеряли терпение, не боятся проявить непокорность, так как, как говорит Назар, «беда беду переборет. Одна пройдет - десять будет». Писательница разоблачила и осудила паразитический образ жизни тогдашних господ. Главными героинями произведения есть две женщины, которые постоянно противодействуют: Устина и панночка. От лица крепостной Устины ведется рассказ в повести, итак, сквозь призму ее восприятие обрисовано господ, крепостных и взаимоотношения между ними. «Люди испытывают удивление, какая я веселая: надейся, горя-беды не знала... Было, меня и бьют (пусть не упоминать) - не сдержу сердца, заплачу, а подумаю немного - смеюсь». Такой обрисована Устина в начале произведения. Это образ женщины, которая испытала много горя. Из детства она осталась сиротой, воспитывалась у чужих людей. Попав к господскому двору, Устине ощутила все бремя крепостнической неволи. Она стремится к воле: «Когда бы воля, запел бы так, чтобы и на селе звучало».

А вот и вторая главная героиня повести - институтка. Она тоже сирота, но живет в роскошах, на удержании своей бабушки, богатой помещицы. Панночка воспитывалась в институте, где преследовала одну цель: «...лишь бы я знала, чем себя между людьми показать». Это жестокая, капризная госпожа, в образе которой Марко Вовчок показала типичные черты помещика-крепостника. Институтка в своем поведении ничем не ограничена, сварливая, эгоистическая, капризная. Возвратив в Дубны, панночка полюбила полкового врача, вступает в брак с ним и сразу же берется за осуществление своих планов: увеличить свое богатство, стать зажиточной и независимой ни от кого помещицей. Свою злость, человеконенавистничество она срывает на крепостных, а более всего достается Устине.

Устина - богатая и красивая натура. Она искренняя и радушная с подругами, с уважением относится к бабушке, заступается за нее, когда панночка начинает ее бить. Она умная и наблюдательная, умеет распознавать людей и метко и остроумно давать им характеристику. Она искренне полюбила Прокопа, ЕЕ чувства глубокие, бескорыстные. Сравнивая ее с помещицей, писательница отмечает моральное высочество представителей из народа. Панночка с презрением относится к крепостных, издевается над ними. «Люди просыпались и ложились плача, проклиная. Все пригнула по-своему молодая госпожа». Устина, хотя и неграмотна, имеет богатый жизненный опыт, хорошо разбирается в людях. Панночка закончила институт, но не приобрела никаких знаний. Она не способна на глубокие и искренние чувства. После бракосочетания прибирает к своим рукам и мужчине, не учитывает его мысль. В словах и мыслях Устины воплощенные расположения духа закрепощенного крестьянства. Нужно отметить, что Устина сама не становится на путь активной борьбы против крепостников, но она своими мыслями разделяет и поддерживает смелые бунтарские поступки Назара и Прокопа.

Язык Устины простой, кроткий. У помещицы речь грубая и неласковая, в обращениях к крепостных у нее преобладают грубые слова, бранное слово.

  • «Я тебя на куски разорву! Удушу тебя, гадина!» - кричит она Устине.

В образах Назара и Прокопа Марко Вовчок правдиво изобразила способность крепостных к протесту, к борьбе. Когда хозяйка бросилась бить Устину, Прокоп придержал ее руку: «Же не будет! Довольно». Из этого поступка можно сделать вывод, что крепостной действует смело, решительно. Сурово предупреждает он и господина: 

  • Не подходите, господин, не подходите.

За это Прокопа господа отдалили в солдаты. Назар враждебно относится к господам и хочет убежать от них. Как человек большой силы воли, он осуществляет свое намерение. Его глубоко волнует горе Устины, судьба других крепостных. Екатерина, жена Назара, тоже способная к борьбе, она откровенно обнаруживает свой гнев против господ: «Теперь я уже не боюсь вас! Хотя меня живьем съешьте теперь!». В образах Екатерины, Назара и Прокопа отображено Нарастания народного гнева, протест крепостных, показано вызревания солидарности между крепостными.

В повести «Институтка» Марко Вовчок создала типичные черты крепостных - представителей угнетенного крестьянства и помещиков, их стремление эксплуатировать крепостных, Писательница раскрыла классовые разногласия, которые были присущи для тогдашней эпохи, довела необходимость решительной борьбы против крепостнического угнетения. Она продолжила антикрепостнические традиции поэзии Т. Г. Шевченко, оправдала и одобрила поступки крепостных, которые протестовали против гнета и насилия. Итак, Марко Вовчок подняла в повести «Институтка» идею борьбы против крепостничества, показала могущественную силу народа, его стремление к освобождению, ненависть к рабству.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: