Б. Лепкий. «Цветок счастья». Стремление каждого человека быть счастливым

  

Цель: ознакомить школьников с жизненным и творческим путем Б. Лепкого, проанализировать произведение «Цвет счастья», исследовать реальное и мысленное в новелле; охарактеризовать образ мальчика, его внутреннее состояние; развивать логическое мышление, память, творческое воображение, культуру связной речи, умение пересказывать сюжет произведений, выделять главную мысль, грамотно высказывать свои мысли; формировать мировоззрение, кругозор; воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к жизни и творчеству Б. Лепкого, прививать черты доброты, чуткости, искренности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Б. Лепкого, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Как вы понимаете слово «счастье»?

• Когда человек ощущает себя счастливым? Приведите примеры собственных счастливых событий.

• Почему счастье, как правило, является мгновенным чувством?

• Что необходимо для того, чтобы быть счастливым?

• Как герои художественных произведений борются за свое счастье, преодолевая разные препятствия? Приведите примеры.

• Можете ли сделать счастливыми окружающих вас родных, друзей, знакомых. Ответ обоснуйте.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Богдан Лепкий стремился помочь ребенку познать,
  • что такое добро, правда и справедливость.
  • Федор Погребенник.

 

  • Кому счастье, тому и судьба.
  • Народная пословица.

2. Обработка произведения Б. Лепкого «Цвет счастья».

2.1. Выразительное и вдумчивое чтение интересных эпизодов произведения, пересказ их содержания.

2.2. Тема: стремление мальчика найти цветок счастья.

2.3. Идея: возвеличивание целеустремленности, настойчивости, желание быть счастливым.

2.4. Основная мысль: счастье так не дается, оно в борьбе достается.

2.5. Жанр: новелла с элементами фантастики.

(Новелла (итал. novella - новость) - небольшое эпическое произведение (рассказ), характерными признаками которого являются необыкновенная и неожиданная развязка; героев немного, внимание сосредоточено на раскрытии переживаний и настроений действующих лиц).

2.6. Композиция.

Экспозиция: рассказ матери своему сыну о счастье и судьбе человеческой.

Завязка: желание мальчика найти цвет счастья.

Развитие действия: утром рано мальчик старается попасть на другой берег пруда.

Кульминация: болезнь мальчика.

Развязка: продолжение уже взрослого мальчика поисков цветка счастья.

2.7. Сюжет.

Маленький мальчик поинтересовался у мамы о смысле слов «счастье», «судьба», которые он часто слышал в языке взрослых. Мать рассказала сыну о волшебном цветке счастья. Именно этот цветок мальчонка решил достать. Поэтому он, дождавшись когда мать заснула, пошел к пруду. Мальчик зашел в воду и будто ощутил, как его несет волна. «Уже он по грудь нырнул в глубокую воду, уже лишь головку видно, лишь руки, лишь волосы всплыли...».

В скором времени мальчик оказывается дома, возле его кровати сидел врач. Больной мальчик грезил цветком счастья.

Много времени прошло. Маленький кудрявый мальчик вырос и познал все цветы на свете. И хотя он знает, что нет настоящего цветка счастья, но не прекращает его поиски.

2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Что ответила мать сыну, когда тот спросил у нее о смысле слов «счастье», «судьба»? («Счастье... то судьба... Судьба... то такой цвет, который тяжело достать»).

• О каком цветке услышал мальчик от матери и заинтересовался им? («…красивый, даже очень красивый. Как смотреть на него, то глаза радуются, а на сердце делается весело и мило»).

• Для чего мать сыну «провела молитву» перед сном? («...Говорила попросить Бога, чтобы отцу и сестричкам и братьям дал здоровьица, накрыла его, перекрестила и сказала: “Спи!»»).

• Почему цветок счастья в произведении назван райским?

• Опишите красоту лунной ночи. Как об этом указано в произведении? («Лунный свет лился сквозь окна и обливал своим синеватым цветом все стены, образы на стенах и целую домашнюю обстановку. Под окном в огороде пел соловей, издалека от пруда доходил хлюп воды»).

• Какие художественные средства использовал писатель, описывая пруд? Отвечая, ссылайтесь на текст произведения. (Метафоры: «вода... котилась... ударяла об плотину и об берег»; «плотина и берег, отталкивали ее от себя...»; «...вода подавалась... ударяла...»; сравнение - «...мелкими, как морщины...», «...отталкивали ее от себя…»).

• Почему, по мнению мальчика, люди не могли нарвать цветов счастья? («Так как не могут достать. Не знают, как через воду поплыть»).

• Просыпались ли вы когда-нибудь рано утром? Наблюдали ли за изменениями, которые происходят в природе с восходом солнца? Как об этом сказано в произведении? («Утро было недалекое. Появился узенький луч, сразу бледный и невыразительный, затем все больше и яснее. Звезды бледнели, бледнело также и небо. Соловьи притихли. Подуло ранним холодом и роса задрожала на цветах»).

• С какой речью вода обратилась к мальчику? («Идем... я занесу тебя на другую сторону, там, где цветет роскошный цветок счастья. Такой ароматный, такой лучистый, которой ты не видел еще никогда»).

• Как мальчик осуществил мысленное путешествие по воде? («Волна за волной становится ясная, лучистая, будто чешуя на великанской уроде-рыбе. Мальчуган идет по той чешуе, по волне. Идет все дальше и дальше. Тело у него дрожит, сердце трепещет, уста пылают. Вытянул руки впереди себя, глазами вгляделся там, где солнце аж горит,- и идет»).

• Чем объяснить то, что мальчик снова оказался в кровати, возле которой уже сидел врач?

• Какие изменения произошли у мальчика, когда тот стал взрослым? («Маленького кудрявого мальчика никто не узнал бы ныне. Вырос и изменился, возмужал и познал жизнь»).

 • Как уже взрослый мальчик относился к поискам цветка счастья? («...И знает, что там, далеко, за водой, не растет желанный цветок счастья... А все же таки бросается в воду и идет за ней, за тем цветком счастья»).

2.9. Характеристика образа мальчика.

2.9.1. Цитатная характеристика героя.

• «Мама, я хочу тот красивый цвет. Скажите, где он растет, я пойду за ним. Я пойду за ним и принесу его для вас и для себя».

• «Пристально вглядывался он большими, синими глазами в далекую даль...».

• «Почему то люди не рвут тот цветок? ...Не знают, как через воду поплыть. Но я знаю».

• Врач: «Когда сильная природа, тот с Божьей помощью победит. А как нет, то пойдет за счастьем, за вечным счастьем».

• «Маленький кудрявый мальчик... вырос и изменился. Возмужал и познал жизнь».

2.9.2. Ориентировочный план к характеристике образа мальчика.

1) Мальчик, который ищет цветок счастья.

2) Портрет и внешность героя.

3) Черты характера мальчика: а) любознательный; б) целенаправленный; в) настойчивый;

 г) способный к глубоким чувствам и переживаниям; д) мечтатель и фантазер.

4) Восприятие цветка счастья мальчика уже взрослым.

2.9.3. Беседа с вопросами.

• О чем свидетельствует любознательность мальчика?

• Почему писатель, изображая своего героя, старается больше обратить внимание на его внутренние чувства, чем на внешность?

• Чем объяснить то, что мальчик будет разыскивать цветок счастья не только для себя, но и для своей мамы?

• Как герой воспринимал красоту утра?

• Что ощущал мальчик, когда попал в воду?

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: