Б. Лепкий. «Мышка ( Сказка для детей)». Трагическая и комическая ситуации, их роль в раскрытии главной мысли

  

Цель: на примере произведения Б. Лепкого «Мышка» раскрыть трагическую и комическую ситуации, их роль в воплощении главной мысли, притчевой морали и выяснить идейно-тематическое направление сказки, историю ее написания; развивать активный словарь школьников, умение грамотно и мотивированно доказать собственную мысль, строить заключения, проводить аналогии с современной жизнью; воспитывать чувство уважения к человеку работы, чуткости, ответственности, вежливости, пренебрежительное отношение к коварству, жадности, эгоизму.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Б. Лепкого; текст произведения; рисунки к нему; дидактический материал (тестовые задачи, карточки), музыкальные мелодии.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Литературная викторина «Неизвестный Б.Лепкий».

1. Б. Лепкий был сыном... (Священника)

2. Литературный псевдоним писателя. (Марк Мурава).

3. Специальность Б. Лепкого (Учитель, преподаватель).

4. Дисциплина, которую преподавал писатель в Краковском университете. («Украинская литература»).

5. Преподавая в Ягеллонском университете, Б. Лепкий стал членом кружка западноукраинских литераторов... («Молодая муза»).

6. Кому помогал писатель во время Первой мировой войны? (Сечевым стрельцам).

7. Название песни, автором которой был Б. Лепкий. («Журавли»).

8. Трилогия писателя. («Мазепа»).

9. В каких странах Б. Лепкий старался популяризировать украинскую литературу (Польши, Германии).

10. Какого двухтомного сборника произведений украинских писателей-поэтов был создателем Б. Лепкий. («Струны»).

11. Произведение, которое писателем переведено на польский язык. («Слово о полку Игореве»).

12. Писатели, которые высоко ценили творческую работу Богдана Сильвестровича. (И. Франко, В. Стефаник, М. Коцюбинский).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа с вопросами.

• Дайте определение сказке как художественному произведению. Чем она отличается от других литературных жанров?

• Какие бывают сказки? Приведите примеры.

• Для чего, на ваш взгляд, сказки рассказывают маленьким детям, а не взрослым?

• Чему учат сказки?

• Исследуйте и сделайте вывод относительно того, как в сказках ведется вечная  борьба добра и зла.

• Какие сказки народов мира вы знаете?

• В каких ситуациях проявляется мудрость, сообразительность героев сказок?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

  • Где есть такой богач, чтобы не хотел больше, чем имеет?
  • Народная мудрость.

 

  • Какой смысл в том, что человек приобретет целый мир, если он при этом потеряет самого себя?
  • Библия.

 

  • О, люди - это очень интересные создания!
  • Б. Лепкий.

1. Работа над произведением Б. Лепкого «Мышка (Сказка для детей: для маленьких и больших)».

1.1. История написания произведения.

Б. Лепкий еще с детства полюбил сказки. Была у него няня Яницкая, которая сказок знала силу-сильную, а ее воспитанник восторженно принимал их в свою душу Став писателем, он написал много сказок для детей молодого возраста. Даже свою биографию он назвал «Сказка моей жизни».

События в произведении разворачиваются во время Первой мировой войны. Всюду холод, голод, недоразумение. Эта война застала семью Лепких в Яремче, во время отдыха. Отель, где жила семья, взлетел в воздух.

Писатель видел опустошенные села, голодных людей во время войны, поэтому и рассказывает об этом в своем произведении. Он хочет, чтобы люди выращивали хлеб, а не засевали землю снарядами и злобой.

1.2. Выразительное чтение произведения, пересказ интересных эпизодов.

1.3. Тема: воспроизведение наблюдений мышки за жизнью людей разного социального положения (богатых и бедных) во время войны.

1.4. Идея: возвеличивание доброты, порядочности, сочувствие к горю других, взаимопонимание, искренность, милосердие; осуждение жадности, вранья, спесивости, жестокости; войны, которая уничтожает человеческие добродетели; равнодушия ко всему, кроме прибыли, денег.

1.5. Основная мысль: «Одни от голода гибнут, а другие бумагу в ящик прячут. Разве же бумага важнее жизни».

1.6. Жанр.

1.6.1. Социально-бытовая сказка.

Б. Лепкий выбрал форму сказки потому, что такие произведения имеют поучительный характер. В них всегда понятно, что хорошо, а что плохое, торжествует правда и справедливость, а негодяи испытают справедливого наказания. Именно в сказочном произведении человек может увидеть себя будто со стороны, чужими глазами.

Писатель имел в виду не маленьких и больших детей, а детей и взрослых. И те, и другие должны учиться жить по-человечески, разделять настоящие и ненастоящие ценности).

1.6.2. Произведение - предостережение людям: учите мирно решать проблемы.

1.7. Проблематика:

  • • война и мир;
  • • жизненные нужды и жадность;
  • • грех и наказания за него;
  • • ценности истинные и фальшивые;
  • • семья и воспитание детей.

1.8. Композиция.

Экспозиция: описание условий, в которых жил человек.

Завязка: мышка узнает от своих сестер о голодной жизни в городе. Развитие действия: обогащение хозяина в военное время. Кульминация: вред-месть, которые нанесла мышка своему хозяину, уничтожив все его деньги.

Развязка: злость хозяина, мышка покидает его дом.

1.9. Сюжет. Жизнь мышки у богатого хозяина. Встретившись со своими сестрами из города, мышка узнает о голодной жизни их и людей. Хозяин, учитывая голодное военное время, наживается, обогащается, а деньги складывает в ящик под кровать. Он безразлично относится к женщине-попрошайке, которая не хочет подать милостыню. Война для хозяина - счастливое время, когда он может обогатиться.

Мышка решает нанести ущерб хозяину за его жестокость, вранье, жажду к обогащению. Она долго грызла ящик с деньгами, а попав в него, погрызла все. После чего оставляет дом хозяина. Увидев произошедшее, хозяин во всем обвиняет жену, которая жалела молока, чтобы держать кота.

1.10. Беседа с вопросами.

• Какой вы представляете мышку? Как об этом указано в произведении? («Такая же, как и другие: серенькая, маленькая, ушки, длинный хвостик»).

• В каких условиях жила мышка? («В самом уголке дома, где нога от кровати плотно примыкает к стене, имела свою нору. Жилье не роскошное, но безопасное»).

• Кого боялась мышка? («Людей»).

Как она вела себя, передвигаясь по дому? («Когда в доме не видно было ни одного сапога, ни одной ноги, выдвигала голову, посматривала направо и налево и скоренько, как шнурочек, передвигалась под стену и двери»).

• Чем объяснить тяжелую жизнь сестер мышки из города? («Эти были очень бедные: худые, голодные, плюгавые. Едва хвостики волочили за собой. Рассказывали, что теперь у них в городе страх плохие времена. Люди не имеют еды, а о мышах, то уже и не говори»).

• Как Б. Лепкий характеризует женщину хозяина? («...Хозяйка, которая на целое село тарахтела терлицей, а языком еще громче, чем терлицей...»). О чем это свидетельствует?

• Как жили люди в военное время в городе? («Хозяйка, как режет хлеб, то над тарелкой, а режет так тонко, что руку сквозь край видно. Как прячет со стола, то крошки на ладонь свертывает и ребенку ко рту несет, чтобы от голода не умер... говорят, война. Люди людей мордуют, не имеют времени работать на хлеб...»). Прокомментируйте высказывание автора: «Люди людей мордуют, не имеют времени работать на хлеб».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: