Б. Лепкий. «Мышка ( Сказка для детей)». Трагическая и комическая ситуации, их роль в раскрытии главной мысли

  

• О какой жизни хозяина рассказала мышка своим сестрам из города? («У моих хозяев не то. Есть чем поживиться... О, мой хозяин очень страшный. Его все боятся. Когда-то двух кабанов забил. Такие здоровые кабаны, а он их порезал. Сало повесил в дымовой трубе, коптит. А мясо едят. Хорошо едят. Ночью приходят какие-то чужие люди, и он им продает. За хорошие деньги. Деньги прячет в ящик под кроватью, недалеко от моей норы. Иногда, как целое село спит, перед домом заезжает тележка. Слазят двое людей и из дома выносят мясо, масло, яйца, крупу и сало»).

• Как хозяин относится к собственному обогащению во время войны? («Тыкает жене деньги под нос и говорит: «Что, хорошо пахнут? Х-ха-Ха! Вот видишь, и война на что-то пригодится. Мы за год не заработали столько, что теперь за месяц. Разбогатеем!»).

• Что узнали мыши из города о жизни хозяйки? («...Ходит теперь, как госпожа. Какие у нее рубашки, какие кружева - пфу! Ароматным мылом вымывается».

Опишите приход попрошайки к хозяину, применяя текст произведения. («...Увидела ботинки на деревянных подошвах, а там обтрепанная юбка, а лицо, худое, лишь кожа да кости, лишь эти красные, заплаканные глаза»). О чем свидетельствует описание ее внешности? С какой просьбой обратилась бедная женщина к богатеям? («Смилосердитесь, хозяйка! Ног своих в этих проклятых колодках не слышу. У меня больной ребенок, как мне без молока возвращаться? Хотя бы перед смертью напилось. Совести нет на то мучение смотреть. Я же - мать. Я вам этого, спасительница моя, вовеки не забуду. Я вам деньги в субботу принесу, дай мне, Бог…»).

Как отреагировала хозяйка на просьбы попрошайки? («Мои коровы столько молока дают, что кот наплакал. Вот дою, чтобы не запустить. Придите, как отеляться. Сейчас нам самим нечего пить. Спросите у наших соседей. Может, продадут; они на деньги лакомые и родного отца продали бы, а у нас нечего продавать, даже если хотели бы»).

Какими ощущениями прониклась мышка после услышанного разговора богатеев с бедной женщиной? («...То так ей стыдно сделалось, не за себя, а за хозяйку, что скорее побежала к норе»).

Как мышка решила отомстить своим хозяевам за их жестокость? («Уничтожить эти бумаги, плохая бумага»).

От чего предостерегала мышка своих детей, чтобы они не услышали от людей? («Хорошо, что дети спят, а то еще бы научились врать, как люди. И как этим людям язык на такое вранье приходит? Плохие люди. Одни от голода гибнут, а другие бумаги в ящик прячут. Разве же бумага важнее жизни»).

Как хозяин сам себя охарактеризовал? («Я человек работы. У меня никто не смеет лентяйничать. Деньги также. Их надо пустить в движение»).

Исследуйте, как автор относится к своему герою, описывая его внешность. («Покашливая и постанывая, так как был толстый, как отъевшийся кабан, полез под кровать. Достал ящик, открыл и... глаза его пошли вверх, брови полезли вверх, волосы дыбом встали»).

Чем был удивлен хозяин, когда однажды решил взять деньги из ящика?

Почему хозяин предъявил обвинение своей жене в том, что мышка нанесла ущерб его деньгам? («Я не раз говорил, что надо нам кота, большого, здорового кота, а ты ложки молока жалела для него: ты! ты! ты!»).

С чем связано то, что мышка решила покинуть хорошее жилье у богатого хозяина? Чему учит нас эта сказка?

Для чего, на ваш взгляд, Б. Лепкий использовал жанр сказки? В чем заключаются особенности названия произведения?

Что вам известно о мышке как существе? (Это существо из семейства млекопитающих, грызунов. Длина тела 5-50 см, хвоста до 45 см. Наносит большой ущерб сельскому хозяйству).

 • Можно ли считать мышку положительным героем произведения? Ответ мотивируйте.

1.11. Характеристика образов сказки.

1.11.1. Хозяин.

Когда люди живут в большой бедности, хозяин по-животному наживается. Он говорит, что и «война на что-то сгодится». Свои черные дела он делает ночью, как вор, когда все село спит. Когда люди вокруг голодные, они с женой «хорошо едят». Денег у него очень много: ящик, в котором когда-то были гранаты, уже почти заполненный деньгами, а с голодными он и не думает поделиться. Зачем ему столько денег? Возникает вопрос, почему здоровый мужчина не на войне? Наверное, хитростью удалось выкрутиться.

Этот мужчина страшнее еще и потому, что не уважает даже свою жену. Никогда кротко не заговорит с ней. Он деньги ей не дает, а тыкает под нос. А когда потерял богатство, то обвинил в этом женщину и бросился на нее с кулаками.

Тысячи женщин и детей в городе слезами умываются, от голода пухнут, а хозяин коптит сало и мясо и продает таким же самым, как он. Он хочет насобирать столько денег, как в банке. «Бог знает, когда будет вторая война»,- говорит он женщине.

1.11.2. Мышка.

Мышка отказалась жить в доме своих хозяев, так как там властвовали скряжничество, прожорливость, бессердечность. Здоровые, сильные люди забыли о чести, взаимопонимании, милосердии. А мышка хорошо понимает, что от зла еще никогда и нигде хорошо не было. Она проявляла заботу о своих детях и боялась, чтобы «не научились врать, как люди, поэтому и покинула дом, лучше уже жить во дворе».

Мышка все события пропускала через свое сердце, ей жаль голодных горожанок, ненакормленного грудного ребенка. Она умеет различать настоящие и ненастоящие ценности.

• Какие черты характера присущи мышке? (Справедливая, добрая, чуткая, способная к сопереживанию, пренебрежительно относится к жадности, вранью, коварству).

1.12. Обзор ученических рисунков к произведению с соответствующим мини-комментарием в музыкальном сопровождении.

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Мышка, как и другие, была маленькая и... а) черненькая; б) беленькая; в) серенькая.

2. Нору мышки можно было увидеть в доме:

а) в уголке, где была кровать; б) возле входа в амбар; в) за кухонным столом.

3. Свое жилье мышка считала: а) не роскошным, но безопасным; б) не удобным, но теплым; в) не большим, но комфортным.

4. Мышка боялась: а) когута; б) людей; в) голода и холода.

5. Пышно наряженный когут был похож на: а) актера; б) господина; в) жандарма.

6. Где мышка встречалась со своими сестрами? а) на мельнице; б) в поле; в) на дворе.

7. Мышка выбегала из своей норы, чтобы... а) посмотреть на мир; б) найти пищу для своих деточек; в) помочь своим сестрам из города.

8. Хозяина дома, где жила мышка, она характеризовала:

а) «Такой добросовестный и порядочный человек»;

б) «О, мой хозяин очень страшный»;

в) «Я его очень уважаю и ценю».

9. Деньги хозяин дома, где была нора мышки, прятал:

а) в амбаре под полкой; б) на чердаке в чугуне; в) в ящике под кроватью.

10. Что, по мнению хозяина, хорошо пахнет? а) деньги; б) цветы возле окна дома; в) копченые изделия из мяса.

11. «Хорошо, что дети спят, а то еще бы научились... как люди»:

а) завидовать; б) врать; в) злословить.

12. Как мышка решила отомстить хозяину? Она:

а) уничтожила его деньги, погрызла их;

б) испортила зерно для посева;

в) погрызла копченое сало для продажи.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Для чего, на ваш взгляд, Б. Лепкий называет свое произведение сказкой для детей маленьких и больших. Ответ обоснуйте.

2. Учитывая, что это сказка, исследуйте, побеждает ли добро зло в произведении Б. Лепкого «Мышка...» Приведите убедительные аргументы.

3. Хозяин был «...толстый, как отъевшийся...»: а) бугай; б) кабан; в) медведь.

Карточка № 2.

1. Почему Б. Лепкий называет людей интересными созданиями? Выскажите собственную мысль относительно этого, приводя убедительные примеры из произведения и собственной жизни.

2. Обоснуйте стремление мышки уничтожить, «эту бумагу (деньги), которые несправедливостью людской слышны, плохая бумага». Отвечая, ссылайтесь на фактический материал произведения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: