Богдан-Игорь Антонич «На пути», «Навстречу». Единство человека и природы

  

Цель:          научить детей выразительно и вдумчиво читать поэзии; уметь выделять в них образ лирического героя, воссоздавать его эмоции и чувства, сравнивая с собственным образом видения природы, воспитывать желание самореализоваться в жизни.

тип урока:      комбинированный.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, тетради, учебники.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учеников

1. Проверка домашней задачи.

  • 1) Ученик возле доски расшифровывает криптограмму.
  • 2) Игра «Вопрос по кругу». Четыре-пять учеников садятся в круг. Один из учеников ставит вопрос второму, который сидит рядом, тот отвечает и ставит вопрос третьему по кругу. За каждый ответ ставится один балл. Если ученик не знает вопроса или ответа, он пропускает ход, и отвечает следующий ученик. Учитель и ученики подсчитывают ответы каждого из участников. Выставляется оценка.
  • 3) Выразительное чтение поэзии «Весна».

2. Вопрос к ученикам.

  • 1) Найти эпитеты и сравнения.
  • 2) Какие слуховые и зрительные образы есть в поэзии?

3. Поэтическая минутка.

Ученик читает стих Ф. Тютчева «Зиме настало мучение...»

Зиме настало мучение

Зиме настало мучение, Поэтому она печальная - Ей в окошко стучит, Гонит ее весна.

 

И все засуетилось,

Чтобы зиму злую прогнать,

И жаворонки в небе

Трепещут и звенят.

Зима идти не хочет,

На весну все брюзжит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Зима беду услышала

Конец своей жизни,

В последний раз снег швырнула

В волшебное дитя.

И что и вражеская сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела

Весна цветом своим.

(Перевод М. Рыльского) Учитель. (Комментирует стих). Понимание природы как одухотворенного целого обусловило немало особенностей тютчевской поэтики - прежде всего метафоры. Мы все употребляем в нашем повседневном языке метафоры, не замечая их. Мы говорим: небо огорчилось, солнце выглянуло, звезды смотрят, но при этом ни небо, ни солнце, ни звезды не приобретают в нашем сознании свойств живых существ. Тютчев даже такие стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и таким образом внося «душу» в описываемые им картины и явления природы в одухотворенных образах. Но если у других поэтов этот художественный прием воспринимается более или менее как поэтическая условность, то у Тютчева он связан с глубинами его мироощущения.

II.  Объявление темы и цели урока

III.            Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучать стихи Богдана-Игоря Антонича.

•2.   Выразительное чтение стиха «Навстречу».

•3.   Беседа по смыслу

1) С чем сравнивает себя мальчонка?

  • 2) Какая пора года изображена в стихе? Какое время года? Какие художественные детали свидетельствуют об этом?
  • 3) А как весной растет куст малины?
  • 4) Какие строки стиха «сказочные»?
  • 5) Представьте картину, изображенную поэтом. Что вы «слышите» и «видите» при этом? Опишите свои впечатления.
  • 6) Какая главная мысль произведения?

 

•4.    Самостоятельное чтение стиха.

•5.    Хоровое чтение.

•6.    Выразительное чтение стиха «На пути».

•7.    Самостоятельное чтение стиха учениками.

•8.    Цепное чтение.

•9.    Беседа по смыслу.

 

  • 1) Каким вы представляете утро?
  • 2) Как вы понимаете «и день прячет месяц в кручу»?
  • 3) Найдите слова и выражения, которыми выражены чувства поэта, его настроение?
  • 4) Каким вы представляете мальчика?
  • 5) Какой образ использует автор в обоих стихах?
  • 6) Чем выступает солнце в поэзиях? (Солнце выступает как животворная сила, которая питает и человека и природу).

10. Работа в группах.

Исследователи - найти эпитеты и сравнения в обоих стихах. С какой целью использует их автор.

Артисты - инсценировка сказки, которую составили ученики на предыдущем уроке под музыку Штрауса «Весенний вальс».

Литераторы - составить произведение-миниатюру «Пришла весна» на основе стихов Богдана-Игоря Антонича и Ф. Тютчева.

Каждая группа отчитывается, оценивается учителем.

IV. Итог урока. Оценивание

  • 1) Какой стих больше всего понравился и почему?
  • 2) Чем стихи «Навстречу» и «На пути» созвучные?

V. Домашняя задача

Выучить один стих наизусть.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: