«Человек и общество» одна из основных тем произведений Достоевского

  

Однако не только идейного плана проблемы возникали при оценке творчества Достоевского. Это происходило в период развития реализма, когда он завоевывал основные позиции в славянских литературах. Поэтому вопрос о реализме творчества Достоевского был главной и идейной, и эстетической проблемой.

Рассматривая творчество Достоевского, критики и писатели прежде всего отмечали большое познавательное его значение, органическое соединение в нем жизненной и художественной правды. Хотя все суждения такого рода о Достоевском высказывались в весьма общей форме, тем не менее они были довольно определенны. Так, в печати отмечалось, что писатель достигает глубокой типизации в создании «картин жизни» и в создании характеров; что он умеет передать в них отражение особенностей времени, например, выводя характерный тип «умственного пролетария». Как сказано уже выше, критика отметила особенность произведений Достоевского, состоящую в том, что он более ярко, нежели другие писатели, передает «жизнь в ее развитии», в ее движении. Указывалось и на острый критицизм Достоевского, который состоит в том, что писатель вскрывает антигуманизм современного ему общества. При этом обычно говорилось о том, что пребывание на каторге обострило его сочувствие к страданиям людей, глубоко отразившееся каждом его произведении.

В качество одной из основных тем произведений Достоевского нередко называлась тема «человек и общество» — изображение страданий человека в бесчеловечных социальных условиях. Достоевский показал многие типичные черты жизни общества своего времени: возрастание власти денег, глубокое моральное разложение дворянства, трагедию «маленького человека», его бесправие и нищету. Он не побоялся коснуться и таких вопросов, как проституция, — судьба  альфонсы и ее трагедия как страшный разлад мечты и действительности. Он осудил нравственно растленных людей, полагая, что в самых тяжелейших условиях человек может сохранять человечность. Он искал человечность в человеке. Его идеалом были люди нравственной силы, такие как Алеша Карамазов. Он был глубочайшим художником-психологом и беспощадно раскрыл самые потаенные глубины внутреннего мира личности.

В период расцвета русского реализма Достоевский стоял в первых рядах лучших писателей. Так понимала критика и литература славянских стран русского классика. Не раз отмечала она и мировое значение его творчества.

Рассматривалось и отношение Достоевского к романтизму, к Шиллеру, к Сервантесу. Критики и писатели почувствовали, что Достоевский — одна из вершин реализма. Отмечалась и сложность романов Достоевского, сочетавших философские, политические, нравственные и социальные проблемы, которые художник умел провести через личность человека.

Достоевского относили к гоголевской школе, подчеркивали сильное влияние на него Белинского, отличие от Тургенева и Толстого, близость к Бальзаку, которого он переводил в молодости, а также и его превосходство над западноевропейскими реалистами и его отрицание натурализма.

Несмотря на начальную стадию знакомства и осознания творчества Достоевского, нередко примитивное, упрощенное выражение тех суждений, какие мы сейчас пытались обобщить, критики и писатели-реалисты славянских стран довольно многосторонне и верно поняли основные особенности его произведений.

Правда, нельзя не подчеркнуть, что были (и прежде всего в творчестве писателей Польши, Чехии, Словакии, Сербии) проявления неглубокого, нетворческого отношения к Достоевскому, принимавшие форму внешнего подражания, заимствования и прямых переделок сцен из романов русского писателя. Однако это объясняется и силой идейно-эстетического влияния Достоевского, и слабостью тех писателей, которые становились на путь простого подражания Достоевскому, заимствования и приспособления характерных сцен его произведений к условиям иной славянской страны. Нельзя не указать и того, что усвоение художественного опыта Достоевского было весьма трудной задачей, которая не всегда под силу и значительным талантам. Наконец, общественное развитие России и других славянских стран имело в себе немало сходного. Нельзя забывать, что и западнославянские народы (часть поляков, чехи, словаки, хорваты, словенцы) находились под гнетом австрийской монархии, в условиях тяжелых кризисных процессов экономического и социального характера. На этой почве рождались сходные с русскими социальные отношения и противоречия, трагическое положение «умственного пролетариата», мелкого чиновничества, студенчества. Отсюда и совпадение с ситуациями и мотивами творчества Достоевского и писателей-реалистов зарубежных славянских стран.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: