Чем смешон, чем страшен Пузырь? Сочинение по комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин»

  

Человека всегда привлекали деньги, так как давали власть. Именно поэтому он тянется к ним, иногда забывая о чести, совести. Именно таким возникает передо мною Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. Мы видим, как хозяин разговаривает с рабочими, то с Золотницким - интеллигентом-помещиком, то с дочерью, то с Феногеном. И во всех эпизодах возникает перед нами человек, который за «сорок лет» растерял свои человеческие чувства; вместо этого появились никчемность, бессмыслица, жадность, погоня за наживой. И он и действительно стал таким: совсем не задумывается над жизнью бедных - ему надо от них только брать, брать... «Рабочего мужчину нельзя... накормить другим, более белым хлебом: он будет из разу в раз голодный...»; «нам нужен дешевый рабочий - без дешевого рабочего хозяйство вести дорого...» Становится страшно от этих слов. Как может быть человек такой черствый?

Страшный этот образ, но вместе с тем и смешной. Вспомним, например, что он говорит  вместо того, чтобы угостить гостя: «Всякий черт сюда придет голодный, а ты его корми! Нет, чтобы с собой привез солонины там или что». По мнению Пузыря значит, что люди должны ездить со своим продовольствием да еще и угощать хозяина! Становится смешно от его логики. Комедия «Хозяин» И. Карпенко-Карого была одним из известнейших явлений в украинской драматургии второй половины XIX столетия. Глубокий знаток жизни украинского села и, в частности быта его верхушки, автор сумел показать разногласия общественной жизни. Драматург очень своевременно и чувствительно высмеял идеалы, показал никчемность и моральное убожество тех «чумазых», что встречали новый двадцатый век с надеждой быть хозяевами жизни. Иван Карпенко-Карый изобразил сильное типичное явление того времени, когда «мужва репаная» выбиралась на поверхность капиталистического развития, которое сопровождалось жестокой эксплуатацией трудящихся масс.

Кто такой Пузырь? Это большой капиталист-землевладелец. Обогащение, погоня за наживой - вот его главная цель. Уже скучил у окружающих помещиков тысячи десятин земли, ведет хозяйство в нескольких экономиях, выпасает на своих степях отары овец («у меня своих овец сорок тысяч»), держит штат приказчиков, управляющих, даже специалиста по овцеводству - иностранца. И все ему мало. Избирают Пузыря в земскую управу: «В прошлом году выбрали. Только я еще ни разу не был». Но орден хочется получить. Поэтому и дает Пузырь деньги на приют для бедных, за что и получает орден Станислава. Конечно, «не глупо пожертвовал на приют». Этот «хозяин» все еще не привык к своему положению миллионера и потому соблюдает примитивные формы эксплуатации, кормит рабочих таким хлебом, который и в горло не лезет. Властитель трех экономий и огромных отар овец торгуется за каждую копейку. «Все скучил?» - спрашивает Пузыря со смехом Золотницкий. «Нет, еще не все», - очень серьезно отвечает этот «хозяин».

Таким людям и культура ни к чему: не знают ни писателей, ни поэтов, не понимают серьезной музыки. Еще есть в них своя философия: «Чудные люди! Голодных корми, больных лечи, школы заводи, памятники некоторым ставь!..» Они не понимают: зачем? Да и Котляревский Пузырю «без необходимостиі», так как не приносит он денег, не оказывает содействие обогащению или получению нового ордена. А вот закон можно обойти, а потом галдеть, что «грабитель» Петька Михайлов «тянет за собой в тюрьму». А какую уж смерть находит себе Пузырь! Погнавшись за гусями, что ощипывали одну копну пшеницы из 22-х тысяч, он упал и отбил себе почки. Смерть уже ждет за плечами, а Пузырь порывается ехать скупать за бесценок овец у голодных крестьян. Как говорит врач: «Воюющий мечом, от меча гибнет. Хозяйство его меч, от него и смерть». Но продолжают жить пока что маленькие «хозяева»: Феноген и Лихтаренко. Оба - ближайшие помощники Пузыря и прошли его добрую школу. Как и он, они бесчестные и несправедливые, бездушные и жестокие. Одурачивать, мошенничать, обогащаться - такой смысл жизни Феногена. Да и Лихтаренко давно понял суть общества, в котором жил: «не возьмешь ты, то возьмут у тебя!» Он чувствует себя уверенно и не прячет своих намерений. В борьбе за обогащение Лихтаренко беспощадный, жестокий и безжалостный, «ведь его хозяева взлелеяли!»

О типичности таких людей, как Лихтаренко и Феноген, обстоятельства, в которых формировались их характеры, драматург метко сказал устами самого Лихтаренко: «Подходящая почва - вот и родят таких людей, как мы с вами». В отличие от Пузыря и его помощников, Золотницкого, Калиновича и Соню автор наделил чертами культурности, гуманности. Так, устами Золотницкого Карпенко-Карый заявляет, что при таких хозяевах, как Пузырь, «засохнет наука, поэзия и благо народа!!!» Золотницкий ищет новых форм хозяйствования: вместе с несколькими компаньонами помещик строит сахарный завод, но твердо не знает, что выйдет из задуманного дела. Что же до Сони, то жизнь она знает плохо, жестокая правда о положении людей в отцовских экономиях была для нее неожиданным открытием. Писатель, однако, показывает, что добрые намерения либеральной интеллигенции не могли осуществиться в тогдашнем обществе, так как наталкивались на полное нежелание капиталистов выполнять их. Но все ж таки Калинович верит в историческое призвание культурной интеллигенции, в необходимость распространять образование среди народа.  А народ тоже не молчит. Мы видим протест рабочих против крайне плохого питания. И все больше и больше людей подают свой голос. Для подавления бунта рабочих Пузырь даже обращается за помощью к власти.

В комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин» можно увидеть все те явления, которые подняли «мужву репаную» до уровню «хозяина», оставив при этом этих людей бездушными и никчемными. Я думаю, что ее сатирический пафос направлен на борьбу против безобразных моральных устоев во имя победы светлых идеалов человечества. Поэтому, на мой взгляд, эта комедия навсегда останется в нашей литературной казне как выдающееся достижение украинской драматургии XIX столетия. Вот мы с вами и узнали, кто такой Пузырь. Посмеялись. Но известно же, что от смешного до печального один шаг.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: