«Честная бедность». Прославление в стихе настоящих человеческих добродетелей, веры в мировое братство

  

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание произведения писателя, прием антитезы, который в нем использован; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать лирические произведения, определять главную мысль; воспитывать высокие моральные качества — честность, патриотизм, благородство.

Оборудование: портрет писателя, сборник его произведений, иллюстративные материалы о Шотландии, к стиху, который изучается. Теория литературы: лирический стих, образы, главная мысль, лирический герой, антитеза.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- маленькая Шотландия, которая является частью Большого Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, была силой присоединена к Англии, страдала от гнета, мечтала об освобождении. И эти мечты выразил в своих стихах Роберт Бернс:

И верю я: настанет день,- и он не за горами

Упадет от ветвей того тень и раскинется над нами.

Забудут рабство и нужду народы и края, брат...

(«Дерево свободы»).

Очень хотелось поэту, чтобы жизнь была устроена по принципам добра и справедливости. Поэтому и писал в одном из своих писем: «Богу известно, что я не святой,.. но если бы я мог,- а когда могу, то я это и делаю,- я бы вытер слезы со всех глаз... даже людям подлым, тем, кто обидел меня, я бы все просит...».

Эти принципы, провозглашенные Р. Бернсом, не потеряли своей актуальности и по сей день. Поэтому мы будем еще не раз обращаться к его произведениям.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

На основе рассказов учителя, обработанного по учебнику дома материала и воспоминаний известного французского писателя Вальтера Скотта составьте характеристику писателя, его «психологический портрет».

«Это был человек крепкий, коренастый... Если бы мне не было известно, кто он такой, я бы принял его за очень умного фермера... за настоящего “хорошего хозяина”, который сам ходит за плугом. В его внешности угадывался большой ум и проникновенность, и лишь глаза свидетельствовали о постоянной натуре...

IV. Формирование учебных умений и навыков.

1. Выразительное чтение стиха Р. Бернса «Честная бедность».

2. Эвристическая беседа, выполнение задач проблемного характера.

Какие основания были у Бернса для написания такого стиха, как «Честная бедность»? (Вся жизнь была бедной, но он не поступал нечестно, не унижался ради богатства, считал честность одной из важнейших черт настоящего человека.) Какое местоимение повторяется в строфах стиха и почему? (Мы; поэт не отделяет себя от народа).

Кого поэт противопоставляет народу? (Богатеев, короля). Как называется художественное средство, в основе которого лежит противопоставление? (Антитеза).

В каких произведениях, изученных раньше, вам уже встречалась антитеза? (В народных и литературных сказках, в пословицах). Выпишите из стиха Р. Бернса понятия, которые противопоставляются, антитезы.

• Какие еще известные вам художественные средства использует автор для раскрытия основной мысли?

(эпитеты: честными людьми, звания простого; черствые куски, вельможный лорд, умный человек и др.; сравнение: глупый, как пень; лихой, как черт; повторы: ничего, ничего; метафоры: ум и честь пробили сквозь дорогу).

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

Определите основную мысль стиха.

Ожидаемые ответы:

— Нужно быть честным и справедливым.

— нельзя раздавать и получать незаслуженные награды и премии.

— никогда нельзя терять человеческого достоинства.

— нельзя терять веры в лучшее будущее.

— будущее будет лучше, если все люди будут дружить, будут жить в дружбе и мире.

4. Слово учителя.

— Стих «Честная бедность» Р. Бернс написал на мотив известной шотландской песни с припевом «То а’ваи, а (иа’иваи)» («ничего, ничего»; рус. «При всем при том, при всем при том»). Хотя поэт и отошел от тем народных песен, но использовал их художественные приемы – постоянные эпитеты, сравнения, обобщения, общеупотребляемые слова (пыжится, глупый, лихой и др.), повторы, восклицания, вопросы и др. Некоторые из выражений этого стиха стали афоризмами, крылатыми. Записи в литературоведческие словари:

Афоризм - короткая, краткая, точная и мудрая мысль в произведении, которая стала популярным и самостоятельным выражением.

— Найдите в стихе высказывания, которые, по вашему мнению, могут быть афоризмами, и объясните их. («А есть честными людьми и не боимся никого», «Звание - лишь зарубка, человек - сокровище, ценнее всего», «Человека же праведной сан не дастся ни от кого», «Чтобы ум и честь, где только есть, пробили сквозь дорогу»).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

VI. ДОмашняя задача.

Выучить наизусть стих Р. Бернса «Честная бедность».

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение.

Больше всего мне понравился афоризм...

Стих Р. Бернса побуждал меня задуматься над тем...

В мире еще так много..., поэтому...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: