Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути Е. Гуцало; проанализировать его произведение «Олень Август», обращая внимание на объединение в рассказе реального и мысленного; охарактеризовать образ мальчика Жени и режиссера Альтова; развивать культуру связной речи, память, наблюдательность, внимание, умение грамотно высказывать мысли; сравнивать, обобщать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Е. Гуцало, любви к красоте родного края, природе, настоящему искусству, прививать пунктуальность, рациональность в использовании учебного времени.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет Е. Гуцало, библиотечка его произведений, ученические рисунки к произведению писателя «Олень Август», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Что вам известно о творчестве Е. Гуцало?
• Назовите известные вам произведения писателя. («Аист», «Песни Жаворонка», «Лось»).
• Какая тематика его произведений? С чем это связано?
• Любите ли вы природу? Какое время года вам импонирует? Собственные соображения обоснуйте.
• Как естественная среда оказывает содействие укреплению здоровья человека, поднимает его настроение?
• Почему, на ваш взгляд, проблема взаимосвязи человека и природы есть, была и будет актуальной?
• Чем каждый из вас может быть полезным для матушки природы?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
Слово Е. Гуцало звенит новыми аккордами - звучными и могущественными, так как столько в нем еще неизрасходованного, нераскрытого, до времени скрытого, которое непременно должно выплеснуться и пленить его читателей образами и музыкантом.
Г. Самбук.
Е. Гуцало - настоящий мастер и волшебник, который умеет словом затронуть человеческую душу, создать из слов симфонию, и эта музыка слова поднимает нас над мелочностью и будничностью, делает чище и благороднее.
Г. Самбук.
2. Вступительное слово учителя.
Уважаемые школьники! Рассказ «Олесь Август» Е. Гуцало написал именно для вас, дорогие мои любознательные читатели. Оно взволнует и порадует вас, поможет осознать и красоту окружающей жизни, и огромную радость самого существования на нашей замечательной планете, глубже поняли утехи детства, по-новому глянуть на природу, увидеть, сколько глубокого содержания таится в обычной березе посреди укрытой цветами лесной лужайки, в озерном плесе под бездонным небом и в именно этой небесной голубизне с белыми тучками, по которой мы так часто скользим равнодушным взглядом.
3. Работа над произведением Е. Гуцало «Олень Август».
3.1. Выборочное выразительное чтение произведения и пересказ любимых эпизодов.
3.2. Тема: изображение мальчика Жени, который имел большое стремление и желание стать актером.
3.3. Идея: возвеличивание целеустремленности мальчика, который старался самоутвердиться, посвятить самого себя благородному делу - стать настоящим актером; осуждение на примере Альтова тех взрослых, которые не всегда умеют понимать ребенка, его тягу к искусству.
3.4. Основная мысль: «..этот школьник с порванным портфелем одарен тем, чем наделены настоящие мастера. Уже и сейчас видит мир иначе, чем другие..».
3.5. Жанр: рассказ.
3.6. Композиция. События в произведении происходят на протяжении одного дня - знакомство Жени с режиссером Альтовым, в результате чего мальчик ощутил душевную боль, но не потерял веры, ожидания осуществления собственной мечты - стать известным актером благородных ролей.
Экспозиция: знакомство с Женей, который, возвращаясь из школы, увидел толпу, которая принимала участие в съемке фильма.
Завязка: встреча Жени и Альтова, их разговор о возможностях мальчика сняться в кинофильме «Олень Август».
Кульминация: разочарование Жени, поскольку Альтов не выявил у него актерского таланта.
Развязка: ожидание мальчика, что он поставит такое кино, что все ахнут от удивления.
3.7. Проблематика рассказа:
• талант и бездарность;
• мечта и реальность (реальное и мысленное);
• отношения взрослых и детей.
3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Любите ли вы смотреть кино? А случалось ли вам видеть, как происходят съемки кинофильма?
• Какое настроение было у Жени, когда он возвращался из школы? Что об этом свидетельствует?
• Как в произведении описана толпа, которая образовалась из-за съемки кино?
• Чем Женя проявил первое впечатление неудовольствия у Альтова?
• Что именно понравилось мальчику в работе съемочной группы?
• Почему Альтов решил сделать приятное мальчику и прокатить его в автобусе?
• Что предложил Альтов Жене? Это было серьезное предложение?
• Где собирался снимать новый фильм Альтов?
• Что в произведении является мысленным? (Видение мальчиком «бесконечной, зеленоверхой тайги», «примерещилось много оленей», «глаза у оленей, как у людей»...).
• Прокомментируйте мысль Альтова относительно следующего: «...этот школьник с порванным портфелем, одарен тем, чем наделены настоящие мастера»?
• В чем проявилось благородство Жени в стремлении сняться в фильме в роли мальчика Августа?
• Что раздражало Альтова в мальчике?
• В чем смысл соображений Альтова относительно неординарности каждого человека? («Возможно, этот дар пропадет напрасно, так как человек не всегда догадывается, что он - немного не такой, как другие...»).
• О чем свидетельствует разговор режиссера с женщиной?
• Почему Женя считал себя Оленем Августом?
• Что имел в виду Е. Гуцало, написав в конце произведения, что Альтов в мыслях Жени «был лишний...»?
• Что символизируют весенние олени в произведении?
• Чем поразил вас этот рассказ? Над чем принудил задуматься?
3.9. Характеристика образов произведения.
3.9.1. Женя.
1) Женя - обычный школьник (первоклассник или второклассник), его отношение к обучению («...он в душе дал себе слово, что всегда будет старательным и трудолюбивым»).
2) Портрет Жени («...невыразительные, еще не сформированные черты лица, припухший рот... »; «плохонькое пальтишко»).
3) Черты характера героя:
• добрый, искренний в собственных чувствах;
• целенаправленный;
• большой мечтатель и фантазер;
• настойчивый, готовый к преодолению любых трудностей;
• наблюдательный;
• наивный;
• неопрятный («...тетрадь с грязной обложкой», «тетради упали в воду, обложки посерели, стали грязные»);
• стремление к самоутверждению.
4) Женя - будущий известный актер.
3.9.2. Альтов.
1) Альтов - художник кино.
2) Портрет и внешность кинорежиссера («Гримаса неудовольствия... на утомленном лице»; «ладонь с длинными сухими пальцами. Те пальцы были желтые - от курения», «смеялся громко, широко, показывая много белых зубов»; «обычный, будничный, как и все другие»).
3) Черты характера героя: а) импровизер; б) лжец; в) черствый душой; г) пренебрежительно относится к окружающим; д) иногда нервный.
4) Неординарность в поведении Альтова в отношении к Жене.
3.10. Особенности названия рассказа Е. Гуцало.