Е. Гуцало. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)

  

Цель: углубить знания учеников о творческом мастерстве Е. Гуцало, ознакомиться с его произведением «Перебитое крыло», выясняя идейно-художественное направление рассказа, его содержание; развивать читательский вкус школьников, их логическое мышление. Внимание, наблюдательность, память, умение сравнивать, обобщать, строить заключения, рационально использовать учебное время; прививать уважение к искусству слова, его творцам; воспитывать любовь к природе, родному краю.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, выставка художественных произведений писателя, иллюстрации с пейзажами весны; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

• Чем для вас интересны произведения Е. Гуцало?

• Какое значение для естественной среды имеют птицы? Помогаете ли вы им в зимнюю пору?

• Какими конкретными делами вы можете оказывать содействие сохранению и приумножению красоты природы родного края?

• Назовите известные вам художественные произведения, в которых поднимается проблема бережливого отношения к природе. Чем они актуальные?

• Объясните народную пословицу «Природа одному мама, а второму мачеха».

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Хорошо видит только сердце: главнейшего глазам не видно.
  • А. Де Сент-Экзюпери.

1. Вступительное слово учителя.

На примере своих произведений Е. Гуцало учит читателя оберегать, защищать от всякого бедствия то, что рождается, заботиться не только о себе, а и обо всех; быть честным и чистым душой, помыслами; создавать добро, быть сочувственным, искренним.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Е. Гуцало - «Перебитое крыло».

2. Обработка произведения Е. Гуцало «Перебитое крыло».

2.1. Пересказ интересных, по мнению учеников, эпизодов из произведения.

2.2. Тема: изображение взаимоотношений людей с птичьим миром (аиста).

2.3. Идея: прославление доброты, искренности, сопереживание. Стремление объясниться с семьей аистов; осуждение жестокости, равнодушия, необдуманных поступков.

2.4. Основная мысль: аисты строят гнезда только у хороших людей.

2.5. Жанр: рассказ.

2.6. Композиция.

Экспозиция: желание Дениски, чтобы на доме, где он живет, поселились аисты.

Завязка: радость мальчика - на доме гнездо с аистами.

Кульминация: Олег Кочемас подбил аисту крыло, из-за этого он не смог улететь в теплые края.

Развязка: после зимы аисты снова остались гнездиться на доме, как и в первый раз.

2.7. Сюжет.

Среди народа говорят, что аисты гнездятся только у хороших людей. Дениска очень хотел, чтобы на доме, где он жил, свили гнездо аисты. Так весной и произошло. Отец и сын очень радовались.

Однажды Олег Кочемас, сосед, пришел к Дениске. Случилось так, что Олег подбросил палку, показывая, куда не долетит неуклюжий аистенок, и тем самым попал им в крыло аиста, который пролетал над домом.

Вследствие этого аистиха не смог улететь в теплые края, а вместе с ней остался и аист, так как, как сказал отец Дениски, он ее любил. Целую зиму Дениска ухаживал за аистами, а весной птички остались на дворе добрых людей.

2.8. Беседа с вопросами.

• Чем объяснить большое желание Дениски, чтобы на доме, где он жил, поселились аисты? («...У плохого они не поселятся, а только у доброго и сердечного»).

• Какие, на ваш взгляд, мог иметь грехи мальчик?

• Как реагировали родители Дениски на то, что аисты на доме строили гнездо?

• Для чего отец на доме положил аистам старое колесо?

• Почему Дениска обиделся на Олега? О чем свидетельствуют слова Дениски, адресованные Олегу: «А на твоем доме и до сих пор нет ни одного аиста, и до сих пор его обходят»?

• Чем Дениска хвалился Олегу? Что посоветовал сосед мальчику?

• Опишите, ссылаясь на текст произведения, как аистята учили летать. («Сперва из дома на ясень, на нижние веточки, а потом и на верхние. А с ясеня - назад на дом»).

• Какой вред и из-за чего нанес Олег аисту? («Олег взял палку да и бросил в гору, показывая, куда не долетит неуклюжий аистенок. И бросил так, что попал в крыло аисту, который пролетал над домом»).

• Почему дети птиц улетели в теплый края, а родители-аисты вернулись к гнезду?

• Чем, по мнению отца Дениски, объяснить то, что аисты не покинули друг друга? («...Любит он ее, верный своей аистихе, поэтому о остался с ней. Не оставил на произвол судьбы в горе и беде»).

• Как зимой Дениска ухаживал за аистами?

• Что предложил Олег Денису? («Слышишь... отдай мне обоих, или хотя бы одного, я сам буду ухаживать»).

• Чем старался оправдать свою вину Олег? («...Как там крыло, а может, что-то принести, то он мигом. Видно, в самом деле переживал мальчик, который причинил беды аистам»).

• Почему, на ваш взгляд, аисты не покинули двор Дениски?

• Можем ли мы гордиться Дениской, его родителями?

• А у вас в душе поселились аисты или уже живут давно?

V. Закрепление изученного материала .

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Аисты гнездятся только на том доме:

а) который был высоким; б) где был хороший хозяин; в) который покрыт соломой.

2. Дениска очень хотел, чтобы:

а) быстрее пришла весна; б) аисты свили на крыше его дома гнездо; в) Бог простил все его грехи.

3. Олег Кочемас предостерегал Дениску, что аисты:

а) только у хороших людей мостят гнезда; б) очень пугливые птицы; в) капризные и хрупкие.

4. Для чего Дениска хотел сосчитать аистят в гнезде? Так как:

а) был очень любознательным; б) по просьбе Олега Кочемаса; в) чтобы рассказать друзьям в школе.

5. Стараясь научиться летать, аистята прыгали из дома на:

а) грушу; б) клен; в) ясень.

6. Аист не смог улететь в теплые края из-за того, что ей крыло подбил:

а) Максим Крутивушко; б) Олег Кочемас; в) браконьер.

7. Чем питались аисты на лугах?

а) мотыльками; б) ужами; в) зеленой травкой.

8. Где зимовали аисты?

а) на дворе Олега Кочемаса; б) в доме Дениски; в) в колхозном хлеве.

9. От чего радовались родители и Дениска весной? Так как аисты:

а) решили остаться в них;

б) помогали им бороться с вредителями на огороде;

в) по народным поверьем приносят счастье.

10. Определите художественное средство, которое использовал Е. Гуцало в произведении, высказываясь: «...потащились в небе первые ключи перелетных птиц». а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

11. Характеризуя аистят, автор отмечает, что они: а) пугливые; б) прыткие; в) беспомощные.

12. Весеннее утро, о котором Е. Гуцало отмечает в начале произведения, было: а) кротким и нежным; б) мягким и теплым; в) солнечным и звонким.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. О чем свидетельствует то, что на доме, где жил Олег Кочемас, аисты не свили ни единого гнезда? Как это характеризует мальчика?

2. Чем, на ваш взгляд, жизнь аистов похожа с человеческой? Для чего автор связывает судьбу людей и птиц? Ответ мотивируйте.

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник