Евгений Гуцало «Лось». Вечное противостояние Добра и Зла

  

Цель:  дать основные сведения об авторе, показать вечную борьбу добрая и зла в искусстве вообще и конкретно в рассказе; охарактеризовать образы мальчиков в защите гуманных убеждений; развивать умение высказываться, критически мыслить; воспитывать сочувствие, милосердие, доброту по отношению к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: текст, портрет Е. Гуцало, выставка его произведений.

Ход урока.

I.        Объявление темы, цели, задач урока.

II.        Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

  • Что такое искусство?
  • Назовите известные вам виды искусства. (Живопись, кино, музыка, литература).
  • Назовите способы образосоздания в каждом из видов искусства. Приведите примеры.
  • Что является предметом изображения в музыке, живописи, кино, литературе?
  • На уроках украинской и зарубежной литературы во время изучения произведений разных авторов вы, наверное, заметили, что темы, которые поднимают поэты, и писатели, почти одинаковые. Почему? Назовите важнейшие из них. (Подвести детей к мысли, что тема добра и зла — одна из сквозных тем не только в литературе, а вообще в искусстве. Учитель может продемонстрировать репродукции картин, прослушав музыкальные произведения, тема которых - добро и зло в разных его проявлениях).
  • На уроках этики вы знакомились с понятием добра и зла. Что же есть добро?

Назовите критерии оценки доброго человека, продолжая предложение:

Добрый человек - это человек, который... Злой человек - это человек, который...

  • Назовите примеры литературных произведений, которые вы изучали на уроках украинской и зарубежной литературы, где тема добра и зла является основой. Как она решается?
  • Можно ли утверждать, что добро всегда побеждает зло? Докажите свою мысль, приведите примеры.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Рассказ о Е. Гуцало. Рассказ «Лось», который вы прочитали на сегодняшний урок, написал украинский писатель, автор многих произведений для детей Е. Гуцало.

- Кто же он такой?

Родился Евгений Филиппович Гуцало 14 января 1937 г. в с. Старом Животе Оратовского района Винницкой области в семье сельских учителей. Любовь к книжке и художественному слову была в нем всю жизнь, начиная с раннего детства. Сознание зафиксировало (вспоминал позднее Гуцало) впечатление от сказки Михаила Коцюбинского о загадочном Хо и народных украинских сказок. Среди первых сказок Евгения - Библия. Еще не умея читать, мальчик познакомился с этой книгой, которая стала со временем для него воплощением мудрости. В повести «Певучая колыбель из ивняка» или же «Оккупационные фрески» писатель с юмором рассказывает, как нашел Библию на печи у бабы Ликоры, и аж пока баба не опомнилась, разрисовал ее химическим карандашом, слюнявя его во рту. Трудно сказать, когда состоялась первая проба пера будущего писателя. Сам он шутя, вспоминал: «Кажется, я писал всегда». Выразительным из его творческой биографии есть такой факт: как-то, еще в младших классах, ученики писали произведение на свободную тему. Украинский язык преподавал отец Евгения. И когда он прочитал произведение Евгения, то на весь класс спросил: «Ты это откуда списал?».

У Евгения был свой «рабочий кабинет»: за домом, в кустах сирени, он сам смастерил стол из грабовых жердей, и знойным подольским летом, спрятавшись в тени, писал там рассказы и стихи, заклеивал написанное в конверты и посылал в Киев. Со временем, став студентом Нежинского педагогического института, писал на лекциях, в общежитии, в старинном (еще времен графа Безбородько) саду и тоже присылал в столицу, но ответы были однозначно отрицательные.

Однако произведениям Гуцало таки, в конце концов, заинтересовались. Первым, кто благословил его на литературный путь, был Леонид Первоманский. Со временем судьба талантливого юноши заинтересовала Николая Руденко и Павла Загребельного. Именно Загребельный, тогда главный редактор «Литературной Украины», пригласил Евгения на работу в газету.

Евгений Гуцало оставил после себя богатое духовное наследие. Каждое произведение его - наука человечности, добра и красоты. Писатель ушел из жизни в расцвете творческих сил в июле 1995 года.

Много рассказов Гуцало в своей основе имеют своеобразный конфликт: душевное и эмоциональное противостояния разных типов человеческого характера «поэтического» и «прозаичного», морально чувствительного и морально глухого, душевной черствости, той, что внутренним основанием имеет стремление создавать добро другим, и запертой на своих эгоистических интересах.

2.   Осмысление произведения в процессе обмена впечатлениями по таким вопросам:

  • Чем захватил вас этот рассказ? Что больше всего поразило? Почему?
  • Какие чувства вызвало произведение, какие раздумья возникли под его влиянием?
  • Какие проблемы поставил автор и как их решал? Какая система образов произведения?

3.   Работа с текстом.

  • В какой момент мы понимаем, что тревога лося небесполезная и что-то должно произойти?
  • Боялся ли лось людей? Почему принюхивался к следам на тропе?
  • Зачитайте описание лося. Из чего видно, что автор любуется его красотой? В какую беду попал лесной красавец? Как он боролся за жизнь?
  • Найдите в произведении то место, где мы впервые познакомились с мальчиками.
  • Как их называет автор? О каком отношении автора к героям можно сказать?
  • Зачитайте эпизод, где ребята спасают лося, расскажите, что они при этом пережили?
  • В чем красота их действий и чувств?
  • Выпишите из текста слова для характеристики ребят.

IV.       Закрепление учебного материала.

  • Кто из героев олицетворяет добро, а кто зло?
  • Победило ли зло в рассказе «Лось»? Докажите свою мысль.

V.       Домашняя задача.

I      уровень. Рассказать о Е. Гуцало.

II      уровень. Конкурс «Лингвистический»: подбери слова, которые начинаются на добро, зло.

III уровень. Нарисовать иллюстрации к рассказу Е. Гуцало «Лось».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: