Г. Ибсен – норвежский писатель, зачинатель «европейской новой драматургии»

  

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать им, дать представление о новаторстве в области драматургии; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, высказывание своей мысли об услышанном и прочитанном; воспитывать интерес к литературе, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к его биографии, изданию произведений, иллюстрации к ним; изображение видов Норвегии.

Тип урока:  изучение нового материала.

Ход урока

I.             Анализ результатов тематического оценивания (тестирование)

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. Что такое драматический театр для нас, современных людей? Место, где можно познакомиться с драматургией, увидеть раз или два в год интересный спектакль (особенно если живете в небольшом населенном пункте). Для людей ХІХ ст. значение театра было намного весомее и многограннее, особенно для высших и средних классов. Это и клуб для общения, и выставка моды, наград и трофеев, и место платонических свиданий, и традиция, и, наконец, статус. О драматургах и их пьесах говорили, спорили, их ругали и хвалили, они побуждали к раздумьям, захватывали идеями; вели к подвигам и даже к преступлениям.

Дж. Голсуорси говорил: «Писать должен лишь тот, кого волнуют большие общечеловеческие и социальные проблемы».

Именно таким и есть творец «новой драмы» в европейской литературе Г. Ибсен, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство.

Сегодня мы знакомимся с европейской драматургией, а именно - норвежским драматургом Генриком Ибсеном, который сказал новое слово в этом виде искусства.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Актуализация опорных знаний

эвристическая беседа

?             Что такое драматические произведения, каковы их особенности?

?             какие жанры драматургии вы знаете?

?             назовите известных вам драматургов, их произведения (С. Маршак «Двенадцать месяцев», Эсхил «Прометей закованный», Софокл «Антигона», В. Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», Ж. Б. Мольер «Мещанин-шляхтич», Й. В. Гете «Фауст», Ф. Шиллер «Вильгельм Тель», И. Карпенко-Карый «Сто тысяч», «Хозяин», «Мартин Боруля» и др.)

V.            Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)

- «Под шум выдающихся международных ураганов я со своей стороны воевал с маленьким обществом, к которому был прикован через обстоятельства и жизненные условия»,- писал в своих воспоминаниях Генрик Ибсен, выдающийся норвежский драматург 2-1 половины ХIХ ст., пьесы которого вот уже свыше 130 лет ставятся на сценах театров всего мира. В чем же заключается секрет художественного долголетия произведений Ибсена? Прежде всего, в том, что писатель высказал глубокую веру в ценность отдельной личности, протест против растворения ее в безликой человеческой массе. Главный мотив его творчества - призыв к людям реализовать свое настоящее призвание, но ни в коем случае не за счет чужого счастья или даже жизни.

?             интересными ли для вас будут произведения такого направления?

2.             Сообщение ученика о событиях, которые происходили в норвегии в ХIХ ст.

3.             Слово учителя (продолжение мини-лекции)

— Генрик Ибсен родился в Шиене, в норвежском городке лесорубов, имел одинокое и безрадостное детство, особенно несчастливое после того, как разорилась отцовская торговая фирма. В 15 лет его отправили в Гримстад учиться на помощника аптекаря. Там он и провел 6 лет, живя в мансарде на скромное жалованье. Его тянет к поэзии, литературной работе. Он начинает писать стихи. Первая пьеса Ибсена «Катилина» — историческая              драма, особого успеха не имела. Генрик в основном получал образование самостоятельно, поэтому не смог поступить на медицинский факультет университета и вместо этого задумал сделать театральную карьеру. В 1852 году Ибсен приезжает в Берген, возглавляет молодой норвежский театр. Он занимается всем - от подметания сцены до режиссуры, и это помогло ему познать сценические условности того времени, традиции, каноны, которые потом ему захотелось разрушить. Дирекция театра посылает его в Данию и Германию - приобретать опыт. Собственные пьесы драматурга уже начинают замечать. В 1857-1864 годах он находится в Кристиании, и это один из тяжелейших в его жизни периодов. С одной стороны - материальные трудности, с другой - упрямое непризнание со стороны норвежской буржуазной публики и прессы, которые находились под датским влиянием и противились проникновению национальных произведений на столичную сцену.

- Как вы расцениваете такой выбор драматурга - отстаивать национальное и иметь материальные трудности, а не подвергаться модному датскому влиянию и быть богатым и успешным?

В 1864 году Ибсен уехал из Норвегии. И это добровольное изгнание длилось аж 27 лет. Ибсен вступил в брак с Сюзанной Торесен, своим верным другом на всю жизнь, у них родился сын. Семья жила то в Италии, то в Германии. Первые произведения, которые принесли драматургу мировую популярность,- «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Они в романтическом свете подавали конфликт человека с его окружением и бездну между героическими порывами и действительностью, между реальностью и идеализмом. В следующих произведениях писатель склоняется к реализму. В 1891 году Ибсен вернулся на родину, а через 7 лет Норвегия торжественно праздновала 70-летие выдающегося писателя. Не стало его в 1906 году.

•              Какие черты характера Генрика Ибсена вы бы определили из рассказа?

(Патриотизм, литературный талант, настойчивость в достижении  жизненного успеха, аналитический ум, наблюдательность).

VI.           Закрепление знаний, умений и навыков

Учитель. Прокомментируйте слова Г. Ибсена: «Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия - настоящий финал - вне ее границ... Дело каждого читателя или зрителя самому дойти к этому финалу путем личного творчества».

VII.         Домашняя задача

Подробнее ознакомиться с биографией и творчеством писателя, прочитать пьесу «Кукольный дом».

VIII.        Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              мне запомнилось…

•              К театру, драматургии я отношусь…

•              я заинтересовался (-лась) (не заинтересовался (-лась)) творчеством Ибсена потому, что…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: