Идейное и эстетичное влияние Рисаль-И-Алонсо на национальную литературу

  

Рисаль-и-Алонсо родился в многодетной семье зажиточного филиппинского арендатора Франсмско Меркадо-и-Рисаля. Еще с малых лет Рисаль-и-Алонсо проявил чрезвычайную одаренность, особенно в сфере искусства. Уже в пять лет он свободно читал книги на испанском языке, мастерски рисовал, лепил фигурки из глины. От матери - Теодоры - женщины высокообразованной, поэтессы, математика, он перенял склонность к занятиям наукой и литературой.

Начальное образование Рисаль-и-Алонсо получил в старинной иезуитской коллегии «Муниципальный Атенеум» в Маниле, которую закончил в 1872 г. Уже на годы обучения в коллегии приходятся первые литературные попытки: он писал пьесы и поэмы на испанском и родном тагальском языке, а также научные трактаты. В 1877 г.Рисаль-и-Алонсо вступил в древнейший филиппинский университет Св. Фомы. Обучение в университете объединял с литературной деятельностью. В его тогдашних стихах звучат национально-патриотичные мотивы.

Известнейшим из них является «К филиппинской молодежи», в котором поэт воспевает молодое поколение, как «надежду отчизны милой». Выразительный патриотичный пафос ранней лирики Р.-А. принес поэту не только славу, но и привлек внимание тайной полиции. За стихи и пьесы, направленные против испанской колониальной политики, а также за тесную связь с семьей расстрелянного патриота Бургоса Рисаль-и-Алонсо занесли в «черный список» и установили за ним постоянный надзор. Учитывая реальную угрозу ареста, Рисаль-И-Алонсо в 1882 г. вынужден был эмигрировать в Испанию, где продолжил обучение, закончив в 1884 г. медицинский и в 1885 г. философский факультеты Мадридского университета. Кроме того, некоторое время Рисаль-И-Алонсо слушал лекционные курсы в Гейдельберзком и Лейпцигском университетах, проходил практику в офтальмологических клиниках Парижа, Берлина, Швейцарии. Рисаль-и-Алонсо знал около 20 языков.

В1887 г.Рисаль-и-Алонсо ненадолго возвратился в Манилу, где занимался врачебной практикой, в частности сделал удачную операцию, которая помогла вернуть зрение его матери. В следующем году Рисаль-и-Алонсо через США вернулся в Европу, где наладил тесные связи с эмигрантскими кругами и включился в активную политическую деятельность, направленную на поддержку национально-освободительного движения на Филиппинах. После окончательного возвращения на родину в 1892 г.Рисаль-и-Алонсо выступил инициатором создания первой национальной политической организации - Лиги Филиппин, целью которой стало объединение страны и ее защита от засилия испанских колонизаторов. И в том же году, испугавшись влияния молодого патриота на народные массы, колониальная власть объявила Рисаль-и-Алонсо опасным государственным преступником и выслала писателя на о. Минданао. В 1896 г., после того, как национально-освободительная борьба на Филиппинах начала перерастать в вооруженное восстание, испанская власть, напуганная огромным авторитетом Рисаль-и-Алонсо среди патриотически настроенных кругов филиппинской молодежи, публично казнила писателя.

Идейное и эстетичное влияние Рисаль-И-Алонсо, по словам В. Макаренко, и по сегодня ощущается в самых различных сферах филиппинской культуры, но прежде всего он был писателем, публицистом, переводчиком, редактором, просветителем и реформатором националистического направления, приверженцем мирных средств борьбы за демократические реформы, которые предусматривали «ассимиляцию» Филиппинских островов « матерью-испанией». Под конец жизни Рисаль-И-Алонсо фактически разорвал отношения с официальной религией, но остался верным «собственной вере», стал деистом, который исповедует «религию ума».

Литературное наследство Рисаль-и-Алонсо, несмотря на него трагически короткую жизнь, является достаточно значительным и разнообразным. Свою творческую деятельность Рисаль-и-Алонсо начал как поэт. Основу его поэзии составляет патриотичная, свободолюбивая лирика. Идеи преданности родине, народу, родной земле, критическое отношение к колониальным порядкам пронизывают практически все поэтические произведения Рисаль-и-Алонсо.

Кроме стихов, Рисаль-и-Алонсо писал острые полемические публицистические статьи и памфлеты, в которых изложил свою национально-патриотичную программу: «Филиппины через сто лет» (1889-1890), «Видение брата Родригеса»(1889), «По телефону» (1889), «О лености филиппинцев» (1890), «Филиппинцам» (1892) и др.

Драматургическая часть литературного наследия Рисаль-И-Алонсо представленная одноактными сатирическими антирелигиозными комедиями «На березе Пасига», «Совет богов» (пост. 1880). Рисаль-и-Алонсо одним из первых начал пробуждать у своих соотечественников интерес к филиппинскому народному творчеству, занимался популяризацией ее в Европе, издав в Лондоне на английском языке в 1889 г. «Образцы тагальского фольклора», «Две восточные сказки», а также опубликовав на испанском языке в 1890 г. обработанную им легенду «Мария Макилинг».

Патриотичным пафосом пронизанная и художественная проза Рисаль-И-Алонсо. Она подчинена принципам романтической поэтики, с отвесным развитием действия, кое-что запутанной сюжетной интригой, элементами «таинственного», резким противопоставлением отрицательных и положительных героев. Рисаль-и-Алонсо успел создать два романа. В романе «Не трогай меня « («Noli me tangere», 1887) писатель создает широкую картину жизни своего народа во второй половине XIX ст., подвергает критике жестокость испанских колонизаторов, засилие католической церкви. Главный герой романа Хуан Хрисостомо Ибарра поворачивается из Европы на родину, надеясь развернуть широкую просветительскую деятельность, которая должна облегчить жизнь его народа. Но после преследований представителями власти, разочарование в любви и заключения он вынужден снова оставить свою страну.

Роман «Флибустьеры» («El Filibusterism», 1891) продолжает сюжетную линию предыдущего произведения и также преисполнен протеста против засилия испанских колонизаторов на Филиппинах, духом героической борьбы народа за независимость своей страны. Главный герой Ибарра возвращается на родину, притворяясь из себя богатого ювелира Симона. Он и его друзья обрисованы в романе как лучшие представители передовой филиппинской интеллигенции, которые выступают на защиту интересов своей отчизны. Роман «Флибустьеры» сыграл выдающуюся роль в освободительной борьбе Филиппин и был воспринят филиппинским народом как призыв к восстанию, а имя самого Рисаль-и-Алонсо стало символом преданности делу служения идеалам своей родины.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: