Идея вечности в стихе Г. Аполлинера «Мост Мирабо»

  

Г. Аполлинер - поэт-новатор. Г. Аполлинер - французский поэт, один из ярчайших представителей мирового авангарда. В своих стихах стремился достичь синтеза разных проявлений духовного и повседневного бытия, объединения панорамы внешнего мира и исповеди лирического «я». Объединение в одной плоскости быстротечности человеческой жизни и вечности бытия  в стихе «Мост Мирабо». Воды Сены «стремятся» под мостом Мирабо - местом встречи влюбленных. Не одно поколение на нем признавались в любви. В стихе поэт сравнивает свое чувство со быстротечной рекой: «Так и любовь бежит у тебя у меня», «любовь течет как и вода быстрая». Но вода - это еще и символ жизни. Человек не может жить без любви, как и без воды. Единство человека с природой. Текучесть реки - это развитие жизни. Сравнивая чувство с естественным явлением, автор подчеркивает единство человека с природой. Все течет, все изменяется в природе, и снова все повторяется. Любовь людей такая же неисчерпаемая, как воды реки.

Средства передачи беспрерывного движения. Небольшой по объему стих насыщен глаголами, которые передают движение: «стремится», «бежит», «течет», «наступает», «утекает», «течет», «польется» и т.п. Стих воссоздает ритм ткацкой песни XIII в.

Роль рефрена в стихе. Рефрен составляют строки:

  • Пусть бьет часы ночь наступает
  • Минуют дни а я еще есть.

Ключевые слова в нем «я еще есть». Все минует в жизни, но пока человек живет, душа будет постоянно преисполненная переживаниями, как река водой, в ней всегда будет жить «надежда неутихомирено страстная».  Ведущие расположения духа стиха «Мост Мирабо». Стих преисполнен печальных раздумий о быстротечности времени, жизни, любви, тем не менее рефрен «а я еще есть» вносит жизнеутверждающее расположение духа: я еще есть, и есть древний мост Мирабо, вечная Сена, вечно бьют часы, за ночью всегда наступает день.

Ранняя лирика Аполлинера находилась под значительным влиянием символизма. Вместе с тем в его стихах ощущалась связь с романтической традицией. Свидетельством рождения поэта-новатора стал постоянный сборник «Алкоголе»  (1913). В нем сполна оказались авангардистский пафос и обновленная поэтическая техника. Аполлинер перенес в поэзию заимствованный у кубистов принцип симультанеизма - склонность к одновременному изображению в одноплановой плоскости разнородных объектов, отдаленных, не связанных между собой образов, мотивов, переживаний, впечатлений. Также в стихах этого периода ощутимое приближение к унанимизму, течению, которое стремилось выражать «однодушность», слияние личности с человеческими группировками и  коллективами, с «океаном жизни».

Термин «сюрреализм» - новый реализм, «надреализм» - ввел в обиход Аполлинер, который свою пьесу «Грудь Тиресия» (1917) назвал сюрреалистической драмой и выразил в ней свое определение сюрреализма. Исследуя глубинные психические механизмы человека (сны, мечтание и т.п.), представители этого течения развивали принцип ассоциативной образности, которая опиралась на практику неожиданного сближения отдаленных реалий. Главное для сюрреалистов - удивление от окружающей жизни, которая изображена в необыкновенных фермах. Окончательно сюрреализм как художественное течение сформировался уже после смерти Аполлинера.

Почему Аполлинер не употреблял разделительных знаков? Этим  способом поэт будто призвал читателя к сотворчеству: каждый читатель сам создает интонационный рисунок, эмоциональную выразительность. Аполлинер так объяснял отсутствие разделительных знаков: «...Они были смещены немного, что кажутся мне лишними и в самом деле есть такими; ритм и паузы стиха - это и есть настоящая пунктуация, другой не надо».

Интерес к жизненным явлениям в их непосредственной сущности и спонтанном течении («поэзии-разговора», «поэзии-репортажу»); объединение панорамы внешнего мира и исповеди лирического «я», жизни и творчества, поэзии и прозы; расположения духа прощания со старым светом и приветствие новых времен; установка на демонстрацию поэтических экспериментов; перенесение в поэзию заимствованного у кубистов принципа симультанеизма; полигематичность (имеющееся и синхронное развитие в произведении многих тем); широкое использование верлибра, техники поэтического монтажа вещей и действий, течения мыслей и впечатлений, которые появляются за ассоциациями; отказ от знаков пунктуации; стремление приблизить поэзию к визуальным видам искусства, создание калиграм.

Аполлинер говорил: «Названия школ не имеют ни одного значения и служат лишь для того, чтобы различать группы художников и поэтов. Важным есть лишь стремления к обновлению мировоззрения и к познанию мира в его целостности».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: