К вопросу о гоголевских традициях

  

Пленительный духовный облик Украины, воссозданный Гоголем, и сам способ его создания («сказ» как средство народного самовыражения, смешение фантастического и реального, комизм в различных его проявлениях - от легкого юмора до сатирического гротеска в сочетании, с высоким лирическим пафосом, способы материализации духовного и т. д.) нашли широчайший отзвук в творчестве русских писателей XIX-XX вв. Между тем до сих пор внимание исследователей более привлекали традиции гоголевской сатиры - особенно «Ревизора» и «Мертвых душ»; гораздо менее изучена жизнь в русском словесном искусстве «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода».

Специальным предметом исследования неоднократно становилась тема «Гоголь и Тургенев». Рассматривался вопрос о роли гоголевского мастерства в формировании образной системы, стиля Тургенева, в становлении его творческого метода, его сатиры и особого слияния лирики и комизма. Затрагивалась и проблема значения гоголевского начала в драматургии Тургенева и отчасти в «Записках охотника» (поэтизация народа). Это тем более закономерно, что писатель несколько раз встречался с Гоголем, посетил его дома, в 1851 г. вместе с М. С. Щепкиным присутствовал на авторском чтении «Ревизора», написал проникновенную статью в связи с кончиной Гоголя (за которую подвергся аресту и ссылке) и наконец оставил воспоминания о великом создателе «Мертвых душ». По свидетельству Тургенева, он «чуть не знал наизусть» все творения Гоголя, а услышать из уст автора его знаменитую комедию - это был для него «настоящий пир и праздник», тем более что самое имя великого художника в то время обладало особым обаянием2. Несомненно, что не только «Ревизор» и «Мертвые души», но и произведения, вошедшие в первые сборники Гоголя, были хорошо знакомы Тургеневу и любимы им. Даже в романе «Новь» - остро идеологическом, интеллектуальном произведении, посвященном судьбам русского народничества, автор создает свой вариант «старосветских помещиков» в лице добродушных Фимушки и Фомушки, как бы случайно забредших из века XVIII в канун века XX. Не касаясь своеобразных нравов и быта тургеневских блаженных «антиков», отметим лишь, что они живут на окраине города так же замкнуто и отчужденно от интересов современного общества, как и герои гоголевской повести («Старосветские помещики») в своей усадьбе. «Время,- пишет Тургенев,- казалось, остановилось для них, никаких новшеств не проникало за границу их «оазиса».

Но, несмотря на чудачества и отсталость этих старинных жителей города С, даже некоторую их карикатурность, они, подобно чете Товстогубов, обладают искренней взаимной привязанностью, а главное - «на дне у них есть ключи... там, на дне сердца, чистые пречистые». Этими качествами они выгодно отличаются и от «свирепого нигилиста» Маркелова, и от разухабистого купца Капитона Голушкина, хотя, конечно, их идиллия представляет собой лишь запоздалый отсвет давно минувшего века. Комизм изображенного быта здесь, как и у Гоголя, сочетается с легкой грустью. Не случайно автор романа на этих же страницах упоминает имя Гоголя и одно сравнение из «Мертвых душ», которое на чету Субочевых действует «сильно и порывисто» («Паклин чрезвычайно рассмешил старичков известным гоголевским анекдотом о городничем, проникнувшем в забитую битком церковь, и о пироге, который оказался тем же городничим; хохотали они до слез») Б. Старичков восхищает мастерская словесная игра писателя, да и не столько их, сколько, очевидно, самого автора романа «Новь».

Неизгладимую печать оставили гоголевские повести и в творчестве Лескова. Традиция в его произведениях весьма ощутима и развивается по разным идейным и эстетическим линиям.

Проблема творческой преемственности художественных открытий Гоголя в произведениях Лескова ставилась неоднократно в работах общего характера. Исследователи писали о восприятии духа и способов гоголевского сатирического изображения, некоторых особенностей композиции его художественной прозы (сам Лесков признавал, что прием поездки героев по стране «вроде Чичикова» был использован им неоднократно). Существенные аспекты типологического и преемственного соотношения творчества Гоголя и Лескова отмечались в работах последних десятилетий, среди них такие, как поиски эпического героя с опорой па фольклор, концепция русского национального характера, стремление к созданию образа «прекрасного человека» и др.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: