«Кайдашева семья» – образец реалистической социально-бытовой повести

  

 «Кайдашева семья» - новый шаг в раскрытии темы крестьянства. Тема крестьянства - одна из типичных для украинской литературы. Тем не менее, И. Нечуй-Левицкий далекий от народнической идеализации крестьянства. Через бытовые сцены он изображает острейшие социальные проблемы крестьянства: имущественное расслоение, распад патриархальной семьи, кризис религиозного мировоззрения, традиционное для воспитания человека из народа, и замена его мелкособственнической психологией и т.п. Колоритные персонажи - средство раскрытия проблемы. И. С. Нечуй-Левицкий подает характеры персонажей в развитии, предоставляя возможность читателю даты оценку самостоятельно.

Семья - основа патриархального устройства.  По крайней мере так всегда считалось, на это надеется старик Омелько Кайдаш, воспитывая сынов. Тем не менее мы видим, что эти основы уже затронуты: Карп не только не слушает отца, а и поднимает на него руку. Мотря, которая вошла в чужую семью, не молчит свекрови и ведет себя грубо даже в присутствии своих детей, подавая им плохой пример.

Образы героев как средство изображения «идиотизма крестьянской жизни». На первый взгляд, в Кайдашу есть все основания надеяться на благосостояние: Омелько прекрасный тележник и хорошо зарабатывает, сыны не ленивые, к работе приученные с дества. Тем не менее,  Омелько жадно наклонит рюмку, а Карпа, а потом и Лаврина захватывает обычная жадность. Все это омрачает добрые черты героев: трудолюбие и мастерство Омелька, поэтичность и оптимизм Лаврина, способность всех героев любить верно и любить семью. Не столько будни страшны Кайдашам, сколько стремление собственности. Именно это разрушает отношения, искажает души, калечит характеры.

Примерные план сочинения на тему: «Берегини» домашнего костра.

  • а) Маруся Кайдашиха. Она была трудолюбивой и ловкой, но постепенно, когда «терлась вокруг господ», стряпая для них, научила манерности, льстивости, лености. Душа ее в плену мелкособственнической психологии: Мотрини родители богатые, а потому достойны уважения, а Мелашчине бедные,  можно и пренебрегать ими. Это на первый взгляд. А как заглянут в дом, то можно убедиться: она не только не бережет мир, а и разрушает его в семье.
  • б)        Мотря. (Карп полюбил Мотрю не за полные сундуки добра, а за характер, за внешность. И «брикливисть» Мотри оборачивается в семейных ссорах эгоизмом, грубостью, жадностью, неуважением ко всеи родне. Даже детей и мужчин она одевала в короткие рубашки и штаны, так как экономила на них, хотя это было смешно и оскорбительно.
  • в)        Мелашка. Мелашку сначала ввели в заблуждения внешние признаки благосостояния: большой дом, благосостояние. И за этой картиной очень быстро открылась для нее страшная правда: там нет любви. Некоторое время держалась она любовью к Лавринуа и его ласке. Тем не менее не выдержала и она. Когда она венулась домой из Киева, она больше не была той  поэтической Мелашкою, которой весь мир улыбался. Она ссорится с Мотрей, она теряет прекрасные душевные качества.
  • Община села Семигори. Обычно община диктует моральные залоги, так как в неи живет народная мораль. Так было когда-то. Теперь каждый делит общее дело по принципу: разве мне одному это надо. Так совершают с тем горбом возле Кайдашевоа дома, об который все ломали телеги. Конечно, ссоры Кайдашев все осуждают, тем не менее разве и они сами не такие? Легко говорить о чужих проблемах. А о своих что и говорить. Об этом свидетельствует история баб Палажки и Прасковьи. Быт в их мировоззрении давно уже преобладает мораль. Такое следствие социальных сдвигов и влияния собственности на общество.
  • Общественное направление в решении проблемы жизни народа. Факты общественно-бытовой жизни народа подтверждают, что собственность искажает характеры и мировоззрение людей, но еще больше то социальное устройство, при котором человек теряется и деморализуется в борьбе за материальное.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: