Каковы особенности третьей редакции поэмы “Демон”?

  

Развитие сюжета, композиция, идейные устремления поэмы остались почти неизменными. Лермонтов сосредоточил все свое внимание на образах Демона и монахини. Он стремился дать им более глубокую характеристику. Лишь только в одном месте поэт позволил себе ввести лирическое отступление:

    О море, море!

    Как прекрасны

    В блестящий день и в день ненастный

    Его и рев и тишина!.. (и так далее).

Это отступление (всего 26 стихов) не имело непосредственного отношения к действующим лицам, и Лермонтов позднее его перечеркнул.

Что же нового внес поэт в образ Демона?

Прежде всего, Лермонтов выбросил большинство стихов, выражавших авторские сентенции о поведении Демона. Они не развивали действия поэмы. Так, в предыдущей редакции после того, как Демон увидел ангела и его охватило чувство мщения, автор говорил:

    Как жалко! он уже хотел

    На путь спасенья возвратиться,

    Забыть толпу преступных дел.

    Позволить сердцу оживиться!

    Творцу природы может быть,

    Внушил бы Демон сожаленья

    И благодатное прощенье.

В таком же духе было около сорока строк. Все это поэт выбросил. Опущены были стихи, снижавшие образ Демона до мелкого, коварного существа, преображающегося в юношу с томным взором только для того, чтобы удобнее было погубить монахиню. Поэт шел по пути создания образа Демона, все более могущественного и гордого. И все места, которые могли дать такое представление о Демоне, Лермонтов расширял. Он ввел стихи, обличавшие несовершенство жизни людей с их лицемерием и рабским существованием. Он ввел мысль о том, что пассивная вера, религиозная добродетель не могут принести человеку счастья. Устами Демона автор развивал эти мысли.

    И что такое жизнь святая

    Перед минутою любви?

    Моя бессменная подруга,

    Ты будешь разделять со мной

    Века бессмертного досуга

    И власть над бедною землей,

    Где косит все печать презренья,

    Где меж людей, с давнишних лет,

    Ни настоящего мученья,

    Ни счастья без обманов нет.

    Благословишь ты нашу долю,

    Не будешь на меня роптать,

    И не захочешь грусть и волю

    За рабство тихое отдать.

Значительно пополнив монолог Демона, Лермонтов стремился рельефнее показать страстную, целеустремленную натуру своего героя. Его речи становились бурным излиянием давнишней тоски о прекрасном в жизни; они звали к счастью.

    ...Полон жизни новой,

    С своей преступной головы

    Я гордо снял венец терновый.

    И все былое бросил в прах;

    Мой рай, мой ад в твоих очах...

    Люблю тебя нездешней страстью.

    Как полюбить не можешь ты,

    Всем упоением, всей властью

    Бессмертной мысли и мечты.

На фоне этих пламенных речей отступали на задний план черты лукавства, и поднимался во весь свой могучий рост образ протестанта.

Рядом с образом Демона получал дальнейшее развитие и образ монахини. Лермонтов создает ряд новых стихов, вносивших дополнительные штрихи в портрет героини и более углубленно передававших ее душевное смятение.

    ...Я не могу Молиться...

    Тайною отравой

    Мой ум слабеющий объят! —

В страхе шепчет монахиня. Она не имеет сил противостоять могучей страсти. Ее захватили новые, еще неизведанные чувства. И, как все неизведанное, они тянут и пугают ее.

В третьей редакции уже хорошо видно, как Лермонтов пользуется своим излюбленным приемом антитезы. Этим творческим приемом позднее поэт овладеет в совершенстве. Он обычно сталкивает противоположные характеры. В его произведениях очень часто встречаются, с одной стороны, сильная, цельная натура героя, с другой — слабая, беспомощная, гибнущая героиня. Вспомним Арбенина и Нину, Печорина и Белу, наконец, Демона и монахиню. Конечно, каждый из этих образов совершенно индивидуален, несет только ему присущие черты, но одновременно все они имеют много общего. И это общее является выражением главного в творчестве Лермонтова — идейного направления его поэзии.

Рассмотренная нами третья редакция является последней из всех ранних набросков и очерков поэмы. Немного времени прошло с тех пор, как творческая фантазия поэта впервые создала образ Демона. Тогда, в 1829 году, многие черты характера этого образа были еще неясными. Поэт еще не знал, как лучше развернуть сюжет поэмы, чтобы показать героев во всей полноте; он не всегда отдавал себе отчет, что нужно показать первым планом, а что изобразить лишь штрихами. Но главное поэтом было схвачено и положено в основу будущего произведения — чувства и устремления, волновавшие не только его, но и многих современников.

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник