Карпенко-Карый. «Сто Тысяч». Характеристика действующих лиц произведения

  

5.         Богатство, деньги, земля - вот основная цель в жизни зажиточного крестьянина.

6.         Значение образа Герасима Мошны в украинской литературе.

2.1.2.   Дополнительная информация о герое.

  • Совсем ослепленный жадностью к денег, поэтому легко становится жертвой опытных мошенников-фальшивомонетчиков. Ненасытность к накоплению денег и земли представляет основное содержание образа Мошны.
  • Герой не гнушается никакими способами нажиться, нередко за счет разрушения хозяйства бедных крестьян, которые через бедность убегала из села, и мелких помещиков.
  • Земля - его цель, деньги - его средство. Из этих двух вещей составляется его представление о жизни. От одной только воображения о докупленном шмате земли у Мошны «дыхание опирает».
  • Скучится по-человечески поесть, сам работает и не даст отдохнуть и даже помолиться наймитам.
  • Стремление обогащаться ради самого обогащения без любой другой цели.
  • Мошна беспредельно рад, что и ему, в конце концов посчастливилось открыть секрет, как богатеют его конкуренты. Это и ослепило ему глаза. Его душой полностью руководят богатство и деньги.
  • Каждая мысль, каждый поступок сельского кулака подчинен осуществлению цели. Не останавливается он в погоне за обогащением даже перед мошенническими махинациями.

 •         Выдавая собственную дочь замуж, Мошна вместо обещанных пяти тысяч отделался парами скота и десятком овец, а в придачу - «гурьбой побили зятя и нарядили». Полдня бились, «в доме намели волос на земле целую кудель». (Хозяйственный Роман аж два подмазка сделал телеги подмазывать - не пропадать же добру!)

  • Мошна в свадебной баталии два зуба потерял, зато денежки сохранил.
  • Никому не доверяет, сам носит, как невменяемый, подгоняя наймитов, считает каждую горбушку хлеба.
  • Свою женщину заставляет идти к церкви пешком, да еще и прикрывается сентенциями: «Скот порицают в праздник грех. Блаженный мужчина, ежели скотину ласкает».
  • Даже во сне мерещатся лини и караси, за которые «можно грошики лупит в огороде», или что у него кум отнимает деньги и во сне, и наяву все для денег, ради денег, из-за денег.
  • Лезет в петлю, так как прожгли деньги, выскользнула из рук земля Смоквиновая, которую собирался приобрести.
  • Образ Мошны насквозь сатирический. Уже самая фамилия «Мошна» (гамак, кожаная сумка для денег) отвечает его сути корыстолюбца, владельца.
  • Роль Герасима Мошны прекрасно выполнял сам автор пьесы.

2.1.3. Цитатная характеристика:

  • «...Когда бы хотя скорее, а то жует да и жует, прямо душу из тебя выматывает: хлеб съедает и время теряет...»;
  • «Ох, земелька, праздника земелька - Божья ты доченька! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки... Приобретал бы тебя без счета. Легко по своей собственной земле ходит. Глянешь глазом вокруг - все твое; там стадо пасется, там пашут на пар, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, деньги...»;
  • «...под стороной живой панок Смоквинов, мотается туда и сюда, заложил и стирает заложил - видно, что замотался: вот-вот продаст, или и продадут землю... Ай, кусочек же! Двести пятьдесят десятин, земля не перепахана, ставок рыбный, и рядом с моей, граница с границей»;
  • «Скотина деньги стоит, она целую неделю делает на нас, а в воскресенье, которое имело бы отдохнуть, гони в церковь. Это не по-Божьему и не по-хозяйски»;
  • «Я не буду властвовать, ни! Как ел борщ и кашу, так и буду есть, как мазал сапоги дегтем, так и буду мазать, а зато всю землю вокруг скучу»;
  • «Ох, земелька, праздника земелька - Божья ты доченька! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки... Приобретал бы тебя без счета!»;
  • «Едешь день - чья земля? Калитчина! Едешь два - чья земля? Калитчина! Едешь три - чья земля? Калитчина!.. Дыхание опирает...

 •         «Залогов его (Романа) лошадь запрягать, то и не запряжет: он сейчас полезет по книжкам, по тем рихметиках искать, как это делается»;

  • «Обещание - цяцянка, а дураку радость»;
  • «...берет и у своего, и у чужого»;
  • «Лупи и дай»;
  • «...рабочие и собаки на дворе должны быть»;
  • «Ой Пузыри! Глядите, чтобы не полопались, а вместо вас Мошну разопрет денежного»;
  • «Обворовали...ограбили...Пропала земля Смоковникова!.. Лучше смерть, чем такая потеря!»;
  • «Только придется платить, то я тебя живого облуплю» (Мошна - Роману);
  • «Только ты давай за поросят Пузырю так, чтобы он не продал, дешево давай, на беса терять деньги: гонись на Пузыривне - сам наплодишь заводских свиней»;
  • «Хотя бы молились (рабочие), а то стоишь, чухается и шепчет себе губами, лишь бы простоят больше без работы».

2.2. Копач Бонавентура.

2.2.1. Материал относительно характеристики образа.

С начала до конца комедии рядом с Мошной зритель видит еще одно порождение капиталистической тогдашней действительности - копач Бонавентура, который не сумел приспособиться к новым условиям и дотла разорился. Копач тоже хочет разбогатеть и уже не один год напрасно ищет в земле сокровищ. Бонавентура - полнейшая противоположность Мошне. Он шутник, мечтатель, человек непрактичный в хозяйственных делах, его не смущает положение люмпена, а в котором он оказался, все больше опускаясь на социальное дно.

Копач живёт в какому-то своём миру, не понятном для других. Живёт своими мечтами, его совсем не смущает то положение, в котором он оказался. Не дает ему покоя только один предмет - Боковенька. Бонавентуре кажется, что именно там за одному ему понятными приметами он отыщет сокровище. А выкопанные деньги он видит затраты не на бытовые нужды, а на странствие к Парижу. Он даже умеет «говорить» по-французски!

Бонавентуре ставят в укор, что он тридцать лет ищет деньги, но и до сих пор ничегошеньки не нашел, но копач большое значение предоставляет тем вещам, которые он все-таки выкопал: окаменелому дереву, ступке, медной сковороде. Он всех убеждает, что эти предметы важные для науки. Копач даже отослал их одному профессору, что курганы раскапывает.

Копач - очень щедрый человек. Желательным сокровищем он поделился бы со всеми, кто бы его попросил. Только честным путем видится разбогатеть Бонавентура.

Кроме того, что герой богатый своей мечтой, он также богатый на всяческие шутки, остроты и пословицы. С уважением Бонавентура относится к науке, знает наизусть все стихи Шевченко, цитирует «Энеиду» Котляревского.

В оскорблении этого героя автор пьесы показал низы тогдашнего общественного порядка, которые сложились с обедневших, крайне крестьян и разоренных помещиков, которые не могли приспособиться к существующим условиям.

2.2.2. Цитаты героя.

  • «Я, слава Бог, годы прожил, а и трески чужой не взял»;
  • «Без науки, без инструменту, без опроса, куда не возврати, ничего не сделаешь»;
  • «Только гляну, враз вижу»;
  • «Я не люблю, знаете, там всяких нежностей: перин, подушек. Есть самая - хорошо, а нет - кулак у главы, свиту послал, свитой укрылся, заснул - мало сокрушался, проснулся, встал- встрепенулся, шапку надвинул да и дальше двинул»;
  • «Опрос - большое дело!»;
  • «Мне только засесть, то я из маха напишу что угодно...Хочешь - комедию, а хочешь - прошение, которое угодно прошение и куда угодно»;
  • «Этот раз, как не найду денег, довольно, конец, аминь. Засяду где-то и буду писать все, все одно деньги; я напишу столько, что и на телеги не заберешь».

2.3. Савка.

2.3.1.   Материал относительно характеристики героя.

Савка - компаньон Мошны, измученный бедностью крестьянин, который живое в долгах и не знает, как существовать дальше. Доказанный к отчаянию, он согласен продать дьяволу собственную душу Он даже ходил на Ивана Купала на раздорожье звать Игната Безпятого! Лишь бы только разбогатеть, приблизиться к «хозяинам », приобрести к рукам еще кусочек. Ведь, за его моралью, «с деньгами, сказано же, и черт не брат». Но в денежных делах нет ни братьев, ни кумовей: Мошна набирает взаймы Савке деньги не только под неслыханный процент, а еще, для уверенности, требует «запродажную запись на волов».

Герой раздумывает о том, что, наверное, соседский помещик Желудь имеет «нечистые деньги», т.е., он уже воспользовался этой возможностью. О человеке, который ставит на первое место в жизни богатство, можно уверенно сказать, что она продает душу дьяволу. Во время деления денег и Мошна, и Савка готовы убить друг друга. Впрочем, когда дело провалено, когда Герасиму не дали наложить руки, Савка раскаивается. И его покаяние - это настоящее покаяние человека-христианина.

2.3.2.   Цитатная характеристика героя:

  • «Слышал я, что Желудь нечистые деньги имеет, от самого, не в доме вспоминать, сатану. Только же где они с ним познакомились и как? Вот что интересно!»;
  • «Не сокрушайтесь. Я сумею спрятать, лишь бы что»;
  • Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: