Карпенко-Карый. «Сто Тысяч». Характеристика действующих лиц произведения

  
  • «Будет здоровье, будут и деньги, а я навеки от них отрекаюсь, никогда в мире не буду хотеть больше, чем Бог дает»;
  • «Пошел бы к нему именно в ад: наскучило так раз в раз набирать взаймы, пусть бы дал, иродов сын! Или душу ему, дьяволу , надо, то пусть бы брал, так как без души, наверное, легче, как без денег»;
  • «Есть, кум, наверное, и у тебя нечистые деньги, и у тебя душа уже не своя!»;
  • «Давайте мое мне... С меня печень мало не вытряслась, пока это дело кончилось, и чтобы я не имел в руках своего заработка, а заглядывал вам в глаза, как песик?»
  • 2.4. Другие герои пьесы

    Для яркого изображения Мошны драматург вводит в комедию еще нескольких человек: наймичку Мотрю - девушку с глубокими чувствами, трудолюбивую и умную, обрисованную в комедии с симпатией, а также фигуры Калитчиных жены и сына.

    • «Прасковья - Мошне: «Бей, пусть тебе руки посохли! И смолоду из синяков не выходила; бей и под старость! В! Харциз - лошадь жалеет, а женщину бить собирается»;
    • «Роман о Мотре: «Это девка! І я ж, кажется, не с последних, а имело не упал. Это работница, это женщина - самая за косарем свяжет!»;
    • «Прасковья о Мотре: «...я к ней привыкла, она ко мне, девка красивая, здоровая, знает все порядки, круг птицы, круг свиней, круг коров - одно слово, хозяйка возле всего; в доме, как в комнате, я уже недомогаю, а против нее, сколько их у нас не было никто хлеба не испечет, никто борща не наварит, хотя и без масла иногда, а все едят не нахвалятся»;
    • «Герасим о Прасковье: «У меня в шапке больше ума, чем у тебя в голове».

    V. Закрепление изученного материала 1. Проведение тестового опрашивания

    IV действие комедии

    1.         О чем Роман пел песню, находясь в одиночестве? а) Любовь; б) трудолюбивых и добрых людей; в) счастье; г) зоркую вечернюю.

    2.         Вместо того, чтобы поцеловать Мотрю, Роман в темноте бросился не на девушку, а на: а) отца; б) мать; в) Клима; г) Гершка.

    3.         От испуга Вершко попросил сына Герасима, чтобы тот:

    а) успокоил его; б) накормил; в) дал ему воды; г) произвел поджог папиросу.

    • 4. Копач хотел зимой написать: а) роман о любви; б) историческую хронику;

    в) археологическая летопись; г) малороссийскую комедию.

    • 5. Сколько лет Бонавентура разыскивало сокровище? а) тридцать; б) пятьдесят;

    в) сорок два; г) двадцать три.

    • 6. Характеризуя себя, Копач указал, что он: а) талантливый и порядочный;

    б) вежливый и бескомпромиссный; в) тщеславный и умный; г) богатый и искренний.

    7.         Пуховиком Бонавентура называл место для отдыха:

    а) травку под деревом; б) старое пальто; в) солому; г)    старое тряпье.

    • 7. Неизвестный передал Герасиму деньги в: а) большом пакете; б) кожаном мешке;

    в) вязанной сумке; г) черном чемодане.

    • 8. Пословицы, которые использовал в своем языке Герасим, когда стерег деньги:

    а) «Береженного бог бережет»; б) «Купля руки печет, а продажа греет»; в) «От прибыли голова не болит»; г) «Без барыша голодная душа».

    10.       Сколько должен был получить Савка фальшивых денег от Герасима? а) Пять тысяч; б) шесть миллионов; в) десять тысяч; г) миллиард.

    11.       Вместо фальшивых денег Герасим с Савкой получили от Неизвестного: а) газеты; б) какой-либо ничтожество; в) чистая бумага; г) старик одел.

    12.       Какую мысль высказал Савка, когда случился обман с деньгами?

    а)         «Что из телеги упало, то пропало»;

    б)         «Хваля - продают; а порицая - покупают»;

    в)         «Купил бы и село, и денег голо»;

    г)         «На хороший товар много покупателей».

    Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

    2. Работа на карточках

    Карточка № 1

    1.         Прокомментируйте, о чем мысль Савки: «Будет здоровье, будут и деньги, а я от них одрикаюсь, некогда в мире не буду хотеть больше, чем Бог дает!» Или можно считать эти слова искренними?

    2.         Какой была реакция Мошны на то, что его обманул Неизвестный? Приведите убедительные аргументы.

    3.         Кто первый узнал о том, как было обмануто Мошну? а) Роман; б) Мотря; в) Клим; г) Прасковья.

    Карточка № 2

    1.         Как вы считаете, что соединяет и противопоставляет всех господ в произведении? Приведите примеры.

    2.         Желание Мошны повеситься - это его слабость или решительность? Ответ мотивируйте.

    3.Чем старался фактор защититься и напугать Романа? а) Ножом; б) топором; в) револьвером; г) мечом.

    Карточка № 3

    1.         В чем была самоуверенность Мошны, когда он получил деньги от Неизвестного? Каким образом они повлияли на поведение богатого крестьянина?

    2.         Исследуйте, что случилось с Савкою и Герасимом, когда они начали делить деньги? Каких изменений испытали их дружеские отношения? Приведите убедительные примеры.

    3.         Благодаря кому Герасим Никодимович остался живым? а) Роману; б) Бонавентуре; в) Мотре; г) Желудю.

    VI.       Итог урока

    Драма И. Карпенко-Карого не теряет своей актуальности и в наших времена, ведь сейчас мы встречаем людей, для которых обесценилось вечное и истинное, для которых деньги затмили все. Пьеса «Сто тысяч» есть не только мастерской сатирой на тогдашние общественные события, а и извечным напоминанием нам, что Герасимы Мошны существуют, их много и они между нас, что нужно помнить о том настоящем и извечном, что есть в жизни человека, о том, что имеет ценность всегда. Нужно помнить, что настоящим богатеем есть не тот, кто имеет вдоволь денег, а тот, кто имеет здоровье, друзей, свободу, имеет возможность общаться с родными, жить честно и просто, возрастать духовно. Такие богатства неоценимые, они стоят намного больше, чем «сто тысяч».

    VII.      Объявление результатов учебной деятельности

    VIII.    Домашняя задача

    Подготовиться к написанию контрольного произведения-раздумья за пьесой И. Карпенко-Карого «Сто тысяч».

    Краткий пересказ
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: