Кавабата. Влияние национальной этики и эстетики на его творчество

  

 «Отец умер, когда мне было три года. В следующем году умерла мать. Ни одного из родителей я не помню. У меня даже нет материнской фотографии. Отец же, вероятно, что был красивый, любил фотографироваться, они продали наш дом, в глинобитном амбаре я нашел 30 или 40 фотографий, сделанных в разное время. Одна фотография, наилучшая, потом стояла на моем столе в общежитии, когда я учился в средней школе. Но несколько раз переезжал из места на место и потерял все до одной. Без фотографий мне тяжело было что-нибудь вспомнить, и я никак не мог составить реальное представление об отце». Это отрывок из рассказа Ясунари Кавабата Иасло» («Абура»), литературоведы считают его автобиографическим, писатель, что всю жизнь сохранил душу сироты», - так говорят о писателе японские критики. Действительно, в творчестве Ясунари Кавабати, кому в детстве пришлось пережить потерю близких людей, тема смерти, сиротства, одинокости занимает большое место.

После смерти родителей воспитанием Ясунари и его старшей сестры  занимались родственники. Когда Кавабата было семь лет, умершая бабушка, через три года умершая сестра от туберкулеза, а еще через два года умер дедушка. Впечатление тех лет молодой Кавабата записывал в дневник, который со временем был выданный отдельной книгой под названием «Дневник шестнадцатилетнего» (« Дзюрокусай-Ноникки»). После смерти деда Кавабата переехал в общежитие школы г. ИбагарИ (1915) и к окончанию школы жил там. Потом закончил отделение английской литературы  Первого колледжа в Токио в 1920 году и поступил в Токийский университет на английский отдел филологического факультета. А через год перевелся на отделение японской литературы.

Первым произведением Кавабата, в то время еще ученика средней школы, был рассказ «Похороны учителя Кураки» («Кураки сейсей-но сосики»). В 1915 году были опубликованы рассказы «Лейтенанту. Н»  «Мягкая снежная ночь») («Аваюкино йору»), «Фиолетовая чашка» («Мурасакино тяван»), «Зеленая листва в окне» («Аобано мадойори»), «Девочке» (« Сьод-Зе-Ни»). Кавабата было в то время семнадцать лет. Уже в этих рассказах оказались особенности творческой индивидуальности, тяга к прекрасному (даже в тягчайшие минуты жизни) и способность видеть необыкновенное в повседневному, странное в малому, незначительному (это характерная особенность японского народа - чувство к прекрасному, умение находить прекрасное в будничному).

Кавабата Янусари прожил довольно длинную жизнь, создал множество произведений (романов, повестей, все - общим числом больше 400). Он первый писатель Японии, которому была присуждена Нобелевская премия (1968 г.) «за писательское мастерство, которое с большим чувством передает суть японского способа мышления».

Творчество Ясунари Кавабата - сложная и многогранная. В молодости он захватывался неосенсуализмом (неосенсуализм, если рассматривать его в контексте мировой литературы, - явление японского модернизма). Так появился первейший сборник «Наряд чувств», к которому вошли 36 рассказов, известных как «рассказ величиной в ладонь». Использование ассоциаций за контрастом, воспроизведение субъективных ощущений, «ярких и полных жизнь в условиях непостоянной действительности», метафоричность эти особенности поэтики неосенсуализму присущие Кавабати-начинающему. В его рассказах «красота - прохладная и пронзительная», «бессонные ночи нагромождались, как горы», герою кажется, что «любимую девушку прибывает к нему волной».

Возьмем например, рассказ «Осенний дождь». Тяжело коротко сказать, о чем он - о девочке, которая была обречена, но отказалась от операции и на чудо выжила, стала красавицей; или о враче хирургического госпиталя, который запомнил свою бывшую пациентку в детстве на демонстрации кимоно. В целом - это прекрасные зарисовки на фоне осеннего дождя. В начале рассказа - дождь кленовой листвы, которой ночью, падает в темно-синюю воду и гаснет в ней - то ли действительность, или нет видение; потом дождь, который стучит в окно вагона, в шуме и ритме которого чувствуется музыка; потом капли дождя, которые стекают по оконным стеклам, а за ним девушка, которая выжила, несмотря на смертельный недуг, и теперь она демонстрирует кимоно брачующихся.

Не описывая событий и явлений,  о них лишь сообщается читателю,  Кавабата с помощью несущественных, на первый взгляд, замечаний, сравнений, случайно упомянутых фактов, деталей передает то главное,  не высказанное, ради чего и создавался рассказ. Возникает общий эффект, который уподобляет прозаичное произведение поэтическому, в котором главным есть не событие, а вызванное ею чувство.

Повесть "Танцовщица из Идзу" (1918г.) также считается одним из течения неосенсуализму, именно здесь проявилось кредо писателя: «Увлечение красотой вызывает особенно нежное чувство к человеку».

Присущее Кавабата стремление проникнуть у суть человеческой природы, увидеть добро и красоту даже в потому, что на первый взгляд может сдаться жестоким и безобразным, особенно ярко проявилось в созданном им романе «Бродяги из Асакуса» (1930г.), где он рассказывает о тяжелой жизни озлобленных, разочарованных в жизни людей, которые стараются забыть свое горе, отдаваясь сомнительным развлечениям. Но в романе отсутствующий социальный подтекст, главное в нем - стремление увидеть человека в человеке на фоне всех злоключений и ужасов жизни.

Попробовал Кавабата и популярный метод - «поток сознания», который, как уверяли его сторонники, разрешает глубже проникнуть во внутренний мир человека. Этим методом написанная «Кристаллическая фантазия» (1933). В ней Кавабата воссоздает субъективное восприятие мира по примеру «невольной памяти» Марселя Пруста, когда обычная жизненная мелочь (в данном случае туалетное зеркало) возрождает в памяти прошлое. И это не простая дань модернизму. Ясунари Кавабата привлекала нацеленность этого метода на непосредственное воспроизведение процессов духовной жизни. Но со временем писатель убедил в том, что отторгая героя от реальной жизни и излагая лишь отрывки его воспоминаний, сюжетной основы, невозможно выразить человеческая жизнь. Главным требованием ко всем видов искусства, говорил Кавабата, есть соответствие естественному течению жизни. Упоминая более поздний свое увлечение литературой Запада (Стринбергом, Прустом, Джойсом и др.), Кавабата сознался: «...Я временами старался подражать ее образцам. Но за сущностью своей я - человек Востока! И некогда не предавал этого пути».

Он искал свой путь, исходя из внутренней потребности найти главное, без чего искусство теряет смысл. В 1933 году были написанные «Элегия» и «Птицы и звери». Это произведения-раздумья о жизни и смерти, о человеческой душе, о красоте Небытия. Здесь ощущается увлечение Кавабата философией буддизма, писатель считает высочайшей литературой в мире восточную классику, в частности буддийские сутры. Любовь, как смысл жизни, всепроникающая, любовь, которая помогает постигнуть красоту, приобщить к высшей гармонии, существующей, за буддийским учением, между человеком и Вселенной, стала главной в произведениях японского автора.

В программной для него статьи «Красотой Японии родившийся» (1968) Кавабата передает то глубокое и магическое впечатления, которое справил на него классический японский роман «Гендзи моногабари» (XI ст.) и классическая японская поэзия - хокку и танка. Читая их, он получал не только эстетичное наслаждение, они стали подпочвам его художественного вкуса и литературного чувства.

В кровавые военные года Кавабата создает «Страну снега» - своеобразный гимн красоте. Рисуя мирную жизнь, он хочет напомнить людям о существовании гармонии с окружающим миром, об идеалах добра, о красоте. Роман писался на протяжении десяти лет. Он построен по принципу рента - «стихотворных цепочек». Здесь наблюдается философско-лирический тон рассказа и художественная тема с объединением эпизодов по ассоциативному принципу.

В Художественном отношении «Страна снега» - своеобразный рубеж, который означал конец поры литературных поисков, жизненная позиция и литературные вкусы Кавабата полностью им уяснились. Лирическое воспевание и восхваления тихой женской красоты, созвучной заснеженной природе японского севера, перерастает в тему « японской печали» (по словам автора). Этой же теме посвященные и наилучшие книги послевоенного времени - «Тысяча крылатых журавлей», «Голос гор», «Давняя столица».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: