Киноповесть «Очарована Десна» – много проблемное произведение

  

Киноповесть «Очарована Десна» - многоплановое,  многопроблемное произведение. Но над всем этим возвеличивается образ природы, проблема отношений человека и природы, благотворного влияния ее красоты на душу человека, особенно ребенка. Недаром же А. Довженко назвал киноповесть именем своей любимой реки детства. Эпитет же «очарованная» несет в себе большие оценочные и эмоциональные нагрузки, настраивает на необыкновенный минорный в сочетании с мажорным порядок. Так пленила писателя «девица Десна», что он на всю жизнь остался в душе «удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами». Именно это общение с природой помогло развитию у него оригинального мироощущения, сохранению свежести чувств и в зрелом возрасте, умению видеть «звезды даже в будничных лужах на жизненных путях» и правдиво воссоздавать жизнь во всех ее проявлениях. «Благословенна же будь,- обращается художник к реке,- моя нетронутая девица Десна,  вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпающе богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь».

Познание природы началось у маленького Саши с исследования собственного огорода, который «так переполнялся растениями, что где-то среди лета они уже не вмещались в нем». В густом табаке, дети ходили, как в лесу, там же они «познали первые мозоли на детских руках».

  • «...Любил птичий щебет в саду и в поле. Ласточек любил, коростелей - в лугу. Любил плеск воды весенней. И лягушачье нежно-печальное кваканье в болоте, как спадала вода весенняя».

Все в природе двигается, живет, плывет, вызывая в воображении мальчика разные образы, фантастические картины: «Тучи по небу плывут привередливо и свободно и, плывя в пространствах голубых, совершают битвы и соревнование... Облачный мир был переполнен великанами и пророками». Даже стихийное бедствие - наводнение вызвало увлечение: «Сходило солнце. Картина была необыкновенная, будто сон или сказка. Озаренный солнцем, перед нами раскрылся совсем новый мир. Ничего нельзя было узнать. Все было другое, все лучше, мощнее, веселее. Вода, тучи, плавь - все плыло, все непрерывно неслось вперед, шумело, блестело на солнце. Весна красная!..» Особая, любимая пора малого Саши - косовица. «Пахнет огурцами, старым нерестом волока, хлебом, ...пахнет болотом и травами, где-то гремят, и сейчас слышу, коростыли и перепелки». На Десне - красота, и все богатства природы - ягоды, грибы, орехи, рыба - к услугам маленького человека. Единственное, чего боится мальчик, так это за весь мир, который по словам взрослых, «испорчен», пока он вырастет, «и не будет уже сенокоса тогда, ни рыбы».

Природа у Довженко живая - думает, разговаривает, сама понимает человеческий язык, как те два коростыли; иногда даже подсмеиваются над человеком, как старая утка над охотником Тихоном; способная и к мести, как было с «фамильной вороной», что накаркала во время сенокоса большой дождь и сгнило сено. Наверное, лишь в детском возрасте все кажется удивительным, легким и осуществимым: «Смотрю в воду - месяц в воде смеется. «Вскинься, рыба»,- думаю,- вскидывается рыба. Гляну на небо: «Зорька,- покати» - катится. Пахнут травы над водой. Я к травам: «Дайте голос, травы» - гремят перепелки».

Читатель вместе с писателем восторженно погружается в волшебный мир природы, прекрасно понимая желание маленького мальчика сделать «красиво везде». Все проходит, все минует, но первейшие впечатления, первейший заряд красоты природы родной земли остается в человеке на всю жизнь. «Мир открывается перед ясными глазами первых лет познания, все впечатления бытия сливаются в бессмертную гармонию, человечную, драгоценную».

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: