Красота человека и природы в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»

  

У каждого настоящего мастера есть один или несколько наиболее дорогих ему произведений. Это то, чего художник не мог не сказать человечеству - это его боль, самые тайные мысли, выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением стала для А. Довженко киноповесть «Очарована Десна». Тяжелый и грозный 1942 год на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника выныривают и возникают картины далекого детства. «У меня был дед,- вспоминает А. Довженко,- похожий на Бога. И когда я молился Богу, я видел будто портрет деда, а сам дед лежал на печи и кашлял...» А. Довженко в киноповести на вопрос, который вызывает воспоминания о детстве, отвечает, что это - «непобедимое желание... осознать свою природу... круг самых ее первональных источников». Само желание осмыслить эту природу и определило жанровые и стилевые особенности произведения. Прежде всего - это два плана изображения. Первый план - показ детства Саши: его радость и заботы, увлечение чудомиром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское окружение.

Второй план - это философское осмысление пережитого бытия человека. Но о чем бы не вел речь А. Довженко, каждое событие оценивается единой меркой: эстетичные критерии художника определяются народной моралью и этикой, основу которой определяло отношение к работе, крестьянин уважал трудолюбивого человека. Живя в нужде, как это бывало у родственников маленького Саши, земледельцы высоко ценили человеческое достоинство, честность, работящие руки, поэтизировали труд. Окружение учило будущего художника уважать простого крестьянина, оно открыло глаза и на талант дяди Самойла, который «обкосил бы весь земной шар, лишь бы только была трава и хлеб и каша», и люди ценили его, прозвали Косарем. С особой любовью изображает А. Довженко неутомимого труженика, своего отца: « Из него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, он годился на все. Много наделал, спас от воды, много земли перепахал...» В работе, в действии раскрывается его духовный мир, гуманность.

В плену воспоминаний о детских мечтах автор поднимает занавес над первыми печалями и радостью. Ту т и страх перед гадюкой, принятие «первого греха» за вырванную морковь, беседы с дедом - «чернокнижником». Рано осознал Саша, что работу народ воспринимает как высокую моральную категорию. Критерии, которыми руководствуются дети, формируются на честности, трудолюбии, щедрости души. Поэтому нельзя без волнения читать строки обращения к Десне, которая сделала автора неисчерпаемо богатым. Замечательный мир природы, единство ее с судьбой человека, с ее жизнью, мир растений, животные, очарованная красавица Десна возникают перед читателями сквозь призму детского восприятия, которое переплетается с чудомиром народных легенд, поверий, сказок.

В киноповести подаются пейзажи, которые глубоко поразили мальчика, отображая его духовный мир. Среди них волшебная картина весеннего пробуждения, сказочное странствие на сенокос. Природа в «Очарованной Десне» - органическая часть мира, вне которого невозможно вообразить полнокровного раскрытия характеров, духовного мира человека. Так что есть человек? Часть природы.

«Грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда оборачиваясь к наиболее дорогим источникам детства и юношества, ничего не видит он дорогого, небудничного, ничто не греет его, не будит радости, ни человеческую печаль».

Боже, дай нам любви и немножко ума!

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: